Туроператоры потеряли до 300 млн рублей из-за войны на Ближнем Востоке

Турбизнес просит снизить взносы в Фонды персональной ответственности, чтобы сохранить оборотные средства.

Основной причиной кризиса для представителей туристической индустрии стало изменение воздушного коридора в связи с «закрытием неба» над Ираном. Соответственно, увеличилась протяженность маршрутов полетов в аэропорты ОАЭ и другие популярные у россиян хабы на Ближнем Востоке. Некоторым перевозчикам потребовалась дозаправка, рейсы оказались нерентабельными или невыполнимыми по техническим причинам, что и привело к их массовой отмене.

При этом ОАЭ входят в число востребованных направлений круглогодично. И даже летом – в ТОП-5. Каждый год количество туристов растет несмотря на жару.

«Мы говорим о полумиллионе туристов за сезон и почти о таком же потоке транзитных пассажиров», – отметила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

От отмен рейсов пострадали более 14 тыс. пассажиров

В общей сложности в период с 13 по 22 июня было отменено 70–80 рейсов между Россией и ОАЭ (самое популярное из затронутых кризисом направлений). Точное количество назвать проблематично, потому что некоторые из вылетов отменялись, но выполнялись под другими номерами, а некоторые авиакомпании организовывали вывозные рейсы.

По подсчетам Аналитической службы АТОР, это затронуло как минимум 14 тыс. пассажиров. Из них 50%, то есть около 7 тыс. человек – организованные туристы, клиенты туроператоров. В том числе и те, кто направлялся транзитом через ОАЭ в другие страны.

Туроператоры перешли на круглосуточный режим работы, чтобы оперативно обеспечить размещение тысячам туристов не только в Эмиратах и других странах Персидского залива, но также в Юго-Восточной Азии (на Мальдивах, Шри-Ланке и т.д.), куда путешественники зачастую добираются со стыковками в ОАЭ.

Оперативно решались также проблемы с обменом и покупкой новых авиабилетов. 

Не говоря уже о том, что у некоторых туроператоров были группы непосредственно на территории конфликтующих государств. Например, в Иране, откуда туристов вывозили сложным путем через наземные границы. Также за счет туроператора.

Читайте также:

Туроператоры потеряли до 300 млн рублей

По оценке аналитиков, общий объем потерь пятнадцати крупных федеральных туроператоров за неделю острой фазы кризиса составил до 300 млн рублей из-за необходимости повторной оплаты билетов, обеспечения размещения в отелях за счет туроператоров, дополнительных трансферов, возвратов стоимости аннулированных туров.

Безусловно, были затронуты и региональные компании, но их ущерб на данный момент еще не подсчитан, поэтому речь идет о 15 крупных федеральных компаниях и только в разрезе указанных проблем – без учета влияния спада продаж и недополученной прибыли.

Всего с 13 по 22 июня было отменено около 10–15% туров по ближневосточным направлениям на ближайшие даты. Многие туристы переносили вылеты на середину – конец июля.

Продажи также существенно замедлились – спад составил от 10% до 40% по сравнению с началом июня. Снижение затронуло не только ОАЭ, но также Катар, Бахрейн и другие страны Ближнего Востока, но из-за емкости рынка оно не так драматично для отрасли.

При этом спрос снизился не только на регионы, которые были так или иначе затронуты военным конфликтом, но и, например, на туры в Египет.

Очень медленное восстановление продаж началось только сейчас, буквально в первых числах июля.

«Мы всегда видим снижение продаж после кризисных ситуаций, но потом спрос восстанавливается», – отметила Майя Ломидзе.

Турбизнес просит снижения взносов в Фонды персональной ответственности 

Ущерб, который понесли туроператоры, исполнительный директор АТОР назвала «невосполнимым». И напомнила, что 6–8 мая из-за закрытия аэропортов в Москве многие иностранные перевозчики также объявили об отмене рейсов.

Исполнительный директор АТОР назвала это достаточным основанием, чтобы вернуться к вопросу о мерах государственной поддержки для обеспечения дальнейшей стабильности отрасли.

«Второй раз подряд туроператоры за свой счет решали вопросы туристов и пассажиров, возникшие из-за транспортного коллапса. Мы не просим компенсации этого ущерба, мы просим помочь сохранить оборотные средства путем снижения взносов в Фонды персональной ответственности. Такой механизм был задействован в 2020–2021 годы, в период пандемии, и показал свою эффективность для туроператорского бизнеса», – отметила г-жа Ломидзе.

Потери серьезно подкосили бы финансовое положение туроператоров, если бы не общие успешные продажи на зарубежных направлениях. Среднее увеличение темпов продаж (с учетом замедления роста спроса на туры в Турцию и Египет) составило порядка 10% в 2025 году в сравнении с 2024 годом. Однако текущая ситуация позволяет предположить, что до конца года туроператоры смогут компенсировать потери, не перекладывая возросшие издержки на плечи туристов.

Екатерина Тропова

Фото: АТОР

 
 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР