Светлана Гончарова: «Мостурфлот» подготовил несколько необычных программ и много приятных сюрпризов для любителей речных круизов»

Скоро открывается речная навигация. Накануне сезона заместитель генерального директора по туризму круизной компании "Мостурфлот" Светлана Гончарова рассказала о том, как будет складываться сезон, о планах и новинках компании.

- Скажите, по сравнению с прошедшим, не очень благоприятным годом для речного круизного рынка, как вы оцениваете спрос на круизы этого года?

- Уверенно можно сказать, что наблюдается заметное оживление спроса на речные круизы по России. По некоторым теплоходам это увеличение от 20 до 110% по сравнению с  аналогичным периодом продаж прошлой навигации.  Причем при хорошей  глубине продаж и растущей динамики.

- С чем, по-вашему,  это связано?

- В первую очередь и самое главное - это доверие компании «Мостурфлот» наших постоянных туристов. Так как в этот период самыми активными покупателями являются именно они. Во-вторых, те, кто много плавал, знают, что если ты собираешься купить то, что хочешь, а не то, что осталось, покупай заранее. Это касается выбора маршрута, теплохода, каюты. Например, уже сейчас на некоторых круизах нет ни одного свободного места.

Для наших туристов важно, что мы придаем большое значение улучшению условий по размещению, совершенствованию сервиса и приведению его к уровню условий традиционного отеля туристического класса. Ну и, наконец, свою роль играют скидки раннего бронирования 5-10%, которые суммируются со скидкой постоянного клиента. А при возможности покупки в рассрочку с зафиксированной «осенне-зимней» ценой, экономическая привлекательность заблаговременной покупки тура повышается еще больше.

Хорошо работают и всевозможные акции, регулирующие спрос. Например, в этом году ряд операторов, и мы в том числе, ввели специальные скидки для пенсионеров, тем самым увеличив глубину продаж и обеспечив загрузку отдельных рейсов. Это планируемые и управляемые процессы, которые дают возможность регулировать соотношение спроса и предложения.

- Кстати про доверие, что делается в вашей компании для обеспечения безопасности плавания?

- В этом году Московскому речному пароходству, в группу компаний которого входит «Мостурфлот», исполняется 155 лет. Годами складывавшаяся система подготовки и безопасной эксплуатации флота в сочетании с кадровыми специалистами позволяют нашей компании эффективно управлять своим флотом. Для поддержания судов в хорошем рабочем состоянии, а также для постоянного контроля их технического состояния, компания располагает своей разветвленной эксплуатационно-технической службой: служба безопасности судоходства; служба Главного инженера, групповые механики и электромеханики, которые совместно с судовыми экипажами обеспечивают контроль за нормальным и безопасным функционированием всех машин и механизмов.  Отдел организации движения флота. Это составление и согласование расписаний, а также координация движения флота и обслуживания в портах. ПСМ (плавучая судоремонтная мастерская) и вспомогательный флот.

- Что происходит с ценами и актуальна ли проблема демпинга на отечественном круизном рынке?

- Цены уже второй год держатся без изменений, хотя себестоимость тур.пакета растет с каждым годом из-за повышения стоимости топлива, продуктов питания, экскурсионного и портового обслуживания. Операторы вынуждены сдерживать подъем цен из-за очень неровного спроса в прошлом сезоне. Однако при достижении базового уровня загрузки отдельных круизов, возможен подъем цен на оставшиеся места.   

Проблема демпинга особенно актуальна в моменты резкого падения спроса на рынке, которое может быть вызвано как экономическим кризисом, так и затяжной летней непогодой. Либо значительным перенасыщением рынка предложениями, связанными с переводом теплоходов из одного региона в другой, или переводом судов с иностранного рынка на российский, когда эти действия происходят в короткий период. Тогда глубина продаж практически равна нулю, и времени на обеспечение хорошей наполняемости практически не остается.

- Ваша компания считается лидирующей по модернизации теплоходов и приведению условий размещения туристов к современным требованиям. Чем «Мостурфлот» порадует туристов в этом году?

- К сожалению, на внутреннем круизном рынке существует проблема, связанная со старением флота, прежде всего моральным, иными словами, речь идет о  недостаточной - по современным меркам - комфортабельности. Возраст судов составляет от 20 до 60 лет. За последние двадцать с небольшим лет в России только в 2012 году был построен и введен в эксплуатацию новый пассажирский теплоход «Александр Грин», принадлежащий компании Мостурфлот. В 2011 году были введены в эксплуатацию два пассажирских судна, прошедших глобальную техническую и отельную модернизацию и один из них так же принадлежит нашей компании, это «Княжна Виктория». Всего по российским рекам ходит 121 теплоход, но к разряду комфортабельных, с точки зрения мировой круизной практики, можно отнести только 49 судов.

В этом году наша программа, можно сказать, несколько скромнее, чем в прошлые два  года. Если в межнавигационный период 2010-2011 годов мы полностью построили или радикально модернизировали и переоборудовали каютный фонд из чуть более чем 300 кают на шести своих теплоходах, в прошлом году запустили в эксплуатацию новый теплоход «Александр Грин» и еще около 20 современных кают на других теплоходах, то сейчас в работе 16 кают повышенной комфортности на «Михаиле Булгакове» и 33 каюты на «Иване Крылове».

Хочу немного подробнее рассказать о «Булгакове». Это концептуально новый объект размещения на внутреннем рынке речных круизов. На шлюпочной палубе создается новая жилая и сервисная зона повышенной комфортности, включающая каюты отельного типа с балконом и трансформируемыми спальными местами, постояльцам которых будет предоставляться расширенный сервис, включая дополнительные опции в отдельном ресторане, к которому будет «прикреплена» эта жилая зона - люкс. Площадь этих кают от 14,5 до 26 кв.м. без учета балкона-веранды. Часть кают предназначены для семейного размещения. Кроме двуспальной кровати, трансфомируемой в две отдельные, там также есть диван.

Несколько слов о том, что ждет туристов на борту. Каждый год на этом теплоходе появляется что-нибудь новое. В прошлом году во время навигации работал молодежный театр, клуб тинэйджеров, СПА-салон с массажистками из Таиланда, спортивные тренажеры, бассейн. И в этот раз мы готовим сюрприз - уникальную интерактивную программу, так что пассажирам скучать не придется. Есть свое телевидение – «Булгаков-ТВ», где представлены сразу несколько телеканалов: для путешественников, детский канал, «Речные круизы России», а с предстоящего сезона начнет работу канал «Речные круизы мира». Кстати, лидером наших продаж, по данным на конец февраля, уверенно держится именно «Булгаков».

На теплоходе «Крылов» мы в этом году завершаем модернизацию кают. В течение трех лет поэтапно, с оглядкой на конъюнктуру рынка, мы вводили в эксплуатацию по 20-30 кают  с индивидуальным санузлом и полным комплектом сервисных опций. С навигации 2013 года этот теплоход уверенно пополнит ряды комфортабельного флота.

- Светлана, расскажите о новинках и круизных программах предстоящего сезона.

- Круизная программа «Мостурфлота» не сильно отличается от прошлогодней, хотя и не обойдется без некоторых изменений и новинок. В прошлом году, к примеру, хорошо зарекомендовал себя круиз «Острова», проходивший на водном пути между Москвой и Петербургом. Продолжится он и в предстоящей навигации. И хотя этот маршрут вроде бы достаточно хорошо известен, но мы несколько поменяли его подачу, скомпоновав по-новому порты захода, после чего речное путешествие заиграло другими красками. Так, во время круиза лайнер останавливается не только в Кижах и на Валааме, но и возле менее известных, хотя и не менее привлекательных Ладожских островов Коневец и Пеллотсари, а также в городе Сортавала на северном берегу Ладоги. По «островному» маршруту отправятся два теплохода: 3-палубный «И.А.Крылов» и 4-палубный «Михаил Булгаков».  Еще одна новость – в предстоящую навигацию «Крылов» впервые отправится к Соловецким островам, для чего его придется немного переоборудовать. Хотя непосредственно к самому архипелагу этот теплоход, не имеющий морского класса, пройти не сможет, но туристов туда доставит специальный катамаран, рассчитанный на перевозку более 200 человек.

Новинка, которая, думаю, заинтересует многих студентов и старших школьников. На теплоходе «Николай Карамзин» впервые в круизной практике намечено проведение историко-этнографического фестиваля по маршруту С.Петербург - Москва. Его участники смогут ознакомиться с историей и бытом народов, живущих на берегах Волги, попробовать их кухню, побывать в музеях на берегу и даже принять участие в костюмированном представлении. Подготовку этих масштабных мероприятий «Мостурфлот» начал еще в прошлом году, а помогают нам в этом профессиональные историки и этнографы.

Продолжается наше сотрудничество с Театром кукол имени С.В.Образцова. Его артисты вновь будут давать спектакли на двухпалубном теплоходе, который не так давно получил новое имя – «Сергей Образцов» (бывший «Н.Г.Славянов»), и теперь имеет соответствующее тематическое оформление кают и внутренних помещений. Стоит отметить и некоторые интересные пункты стоянок, куда из-за своих габаритов могут зайти не многие круизные суда. Это Белозерск, сюда нынешним летом отправятся «Сергей Есенин» и «Сергей Образцов», и города реки Ока, по которой «Есенин» дойдет до Касимова, а «Образцов» сделает несколько «кругосветок».

«Булгаков», «Крылов», «Образцов» в предстоящем круизном сезоне обслуживают исключительно россиян. Часть круизов с гражданами России, а часть с зарубежными туристами выполнят теплоходы «Николай Карамзин» и «Сергей Есенин». Кроме того, самые комфортабельные лайнеры бассейна – «Александр Грин» и «Княжна Виктория», представленные на иностранном рынке, в майские праздники также будут обслуживать россиян. К тому же, в течение всего сезона российские туристы имеют возможность совершить путешествие совместно с иностранными туристами на очень высокого уровня  лайнерах компании  «Мостурфлот»: «Андрей Рублев», «Илья Репин», «Василий Суриков». Эти теплоходы ходят у нас по программе «Две столицы» между Москвой и Петербургом.

Не забываем о совершенствовании маршрутно-экскурсионной программы, поскольку речной круиз, это, прежде всего, экскурсионно-познавательный тур.

Два года назад мы ввели в круизный пакет понятие «меню» экскурсий, что дало возможность нашим путешественникам выбирать экскурсионную программу из 2-3-4 вариантов без дополнительной оплаты.

Разумеется, есть и «эксклюзивные» дополнительные экскурсии для любителей. Это сплав по реке Шуя в Карелии, Музей гидроэнергетики в Угличе и другие «технические» музеи, интерактивные исторически-познавательные программы для детей и молодежи, программы активного отдыха.

В 2013 году круизная компания «Мостурфлот» готовит  замечательный сюрприз для любителей речных круизов. Это аудиогид по маршруту, которым можно будет воспользоваться дополнительно к той информационной программе, которая уже существует на теплоходе.    

- Светлана! Нам известно, что буквально на днях Вы отметили свой юбилей. Примите, пожалуйста, наши поздравления и пожелания успехов Вам и Вашей компании.

- Спасибо! Постараемся радовать всех наших туристов. Работы предстоит еще много.