Как французы учили россиян продвигать туризм

 

В начале июля в Ростове-на-Дону в Ростовском государственном университете путей сообщения прошел российско-французский форум: «Развитие образовательных программ и сотрудничество между органами власти в сфере туризма». Ассоциация Туроператоров России (АТОР) приняла активное участие в форуме, познакомившись с планами сторон на ближайшее будущее. 

Ростов-на-Дону с небывалым радушием принял гостей форума, что неудивительно, ведь 80% туристических поездок в город – это деловой туризм, а номерной фонд составляет две тысячи номеров. Помимо этого гостей Ростова-на-Дону привлекают достопримечательности и «изюминки» города, к которым можно отнести второй по значимости после московского канала в Крылатском гребной канал, большой, современный ипподром, на котором проходят ежегодные скачки на Кубок Президента РФ, а также хорошо оборудованные спортивные комплексы. В настоящее время в городе, который еще называют «портом пяти морей», идет завершающий этап подготовки к открытию офиса по туризму, партнерами которого станут профессионалы, имеющие отношение к туриндустрии. 

История сотрудничества и обмена опытом в сфере туризма между органами власти и образования наших стран началась в 2001 году после визита в Россию делегации во главе с замминистра по экономическому развитию Франции. По итогам успешных переговоров городами-побратимами стали Сочи (Красная Поляна) и французский Ле Уш, Ростов-на-Дону и Ле Ман, Великий Новгород и Страсбург. В течение этого времени в рамках достигнутых договоренностей французская сторона помогала своим российским коллегам и словом, и делом в налаживании работы местных туристических офисов. Так, например,  страсбургские специалисты на протяжении двух лет проводили аудит туристических возможностей своего города-побратима Великого Новгорода. 

Между тем, России есть чему поучиться у западных коллег: на поддержку и развитие туристического офиса во французском городке Ле Ман из городского бюджета ежегодно выделяется 600 тысяч евро: 300 тысяч выделяет Муниципалитет, остальное – деньги членов объединения и спонсоров. «Дело в том, что государство назначает определенную таксу для туриста, приехавшего в город через офис по туризму (на детей правило не распространяется), - рассказал президент офиса по туризму г. Ле Ман Жан-Поль Куанон. - Эти деньги идут в городской бюджет на строительство дорог, детских садов, на развитие инфраструктуры». В офисе, обслуживающем клиентов шесть дней в неделю, работают шесть сотрудников. Ежедневно два бюро офиса обслуживают 600 человек и обрабатывают порядка четырехсот сообщений по телефону и электронной почте. Сотрудники офиса говорят на французском, английском, немецком и итальянском языках, а в обозримой перспективе появится и русский.  

«Красная изба» всем красна 

Первым туристическим офисом в России, учрежденным в мае 2001 года Администрацией Великого Новгорода и ведущими туристическими предприятиями города, стало некоммерческое партнерство «Офис Туризма Великого Новгорода». Концепция офиса «Красной избы» появилась в результате сотрудничества с городом-побратимом Страсбургом. Реализация проекта заняла 18 месяцев и была посвящена развитию внутреннего и въездного туризма в Великом Новгороде. Финансирование осуществлялось за счет программы Европейского Союза «ТАСИС – Породненные города». 

Работает «Красная изба» (так называется офис) круглогодично. У него есть  собственный сайт, обслуживание клиентов происходит на трех языках – английском, русском и немецком. По состоянию на конец 2007 года среднее количество посещений официального сайта в месяц составило 7000, просмотренных страниц - более 41 000. Штат состоит из девяти человек. На средства Администрации города было построено отдельно стоящее здание и закуплена необходимая офисная техника. Главная задача офиса - развитие внутреннего и въездного туризма в Великом Новгороде и Новгородской области. «В «Красной избе» можно узнать всю интересующую информацию о городе, забронировать гостиницу, приобрести путеводитель, который переиздается четыре раза в год с уже обновленной информацией, - рассказал собравшимся председатель Комитета по туризму и зарубежным связям администрации Великого Новгорода г-н Фрейдман. - Также сотрудники офиса отвечают на телефонные звонки и электронные письма. Офис занимается продвижением Великого Новгорода, участвуя во всевозможных выставках и организуя пресс-туры». Помимо этого, партнерство формирует информационную базу данных, анализирует статистику туристических потоков, сотрудничает с зарубежными, национальными и международными организациями, объединениями, союзами и ассоциациями. Также офис содействует установлению и развитию деловых контактов его членов на внутреннем и внешнем туристских рынках, защищает права законных интересов членов партнерства, организует семинары, курсы и стажировки для специалистов туристической индустрии Великого Новгорода. На развитие «Красной избы» городская Администрация ежегодно выделяет 750 тысяч рублей. Чтобы стать членом партнерства, необходимо внести годовой взнос, который составляет тысячу евро. За это организациям, входящим в «Красную избу» гарантировано определенное место в каталоге, размещение на сайте, участие в выставках и других программах офиса. 

Красная поляна для французских туристов 

Помимо этого, в рамках подписанного соглашения, партнерство в Великом Новгороде тесно сотрудничает с офисом по туризму г. Ле Уш в области спорта, обучения, обмена опытом по организации горнолыжных соревнований в преддверии зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 года. Ведется активная PR-деятельность по продвижению возможностей Красной поляны среди французских туристов и профессионалов турбизнеса. Уже создан официальный сайт на французском языке, идет разработка аналогичного сайта на русском, издаются и печатаются брошюры на французском языке, организовываются поездки российских специалистов по обмену опытом с французскими коллегами и работа со СМИ. Партнерами информационного центра являются МИД РФ, МИД Франции, Посольство Франции в России, Ростуризм, Минспорттуризм, Администрация г. Сочи, Администрация Красной поляны, Мэрия г. Ле Уш, Область Рон-Альп (Франция), Французская национальная школа по горным лыжам. А Министерство спорта, туризма и молодежной политики России уже выразило желание войти в попечительский совет. 

Кроме того, местные органы власти, вузы, а также отдел по академическому сотрудничеству Посольства Франции в Москве сотрудничают с Рособразованием. «Активно развивается обучающие программы и стажировки для молодых российских и французских специалистов во французских и российских вузах соответственно, - рассказал атташе по академическому сотрудничеству Посольства Франции в России Николя Мазек. - На данный момент существует 13 двойных дипломов, которые признаются обоими государствами. Среди совместных проектов, помимо «Красной избы» в Великом Новгороде, «Информационный центр Красная Поляна» в Сочи, информационный туристический офис в Ростове-на-Дону, а также проект по развитию сельского туристического направления в Тамбове при поддержке Минсельхозразвития Франции». В ходе встречи был подписан договор о партнерстве между Национальной ассоциацией мэров городов-курортов и туристических городов Франции и Ассоциацией малых туристских городов России. 

Курс на сближение 

Представители обеих сторон отметили, что на сегодняшний день в отношениях между Россией и Францией, как в сфере политики, так и в сфере экономики, произошло значительное потепление. Туристическая отрасль Франции составляет 6% от ВВП, что позволяет ей занимать первое место в мире по количеству въезжающих в страну туристов. Министерство экономики Франции не оставило без внимания сей факт и разработало стратегию туристического развития страны «Направление Франции 2020». Среди ее основных задач – упрощение визовой процедуры. Уже в прошлом году меры, направленные на упрощение процесса выдачи виз, привели к тому, что Францию посетили более 700 тысяч туристов из России. С этим показателем Россия занимает третье место. Еще одна цель стратегии – это развитие внутреннего туризма - местных курортов и привлечение инвестиций, ведь около 90% всех французов предпочитают туры по Франции. «Наша основная проблема заключается в том, что треть молодых специалистов, которые работают в сфере туризма и гостинично - ресторанного бизнеса, отработав пару месяцев, уходят, - посетовала заместитель руководителя Департамента промышленности, услуг и конкурентоспособности Министерства экономики Франции г-жа Гра. – Это работа тяжелая и малооплачиваемая, и наша задача заключается как раз в том, чтобы стимулировать молодежь, в том числе повышая заработную плату». Коллегу из Франции поддержал и руководитель Федерального агентства по туризму г-н Ярочкин: «Сейчас катастрофически не хватает специалистов среднего звена - горничных, официантов, барменов, метрдотелей – в то время как в этом году в целом по стране планируется ввести в эксплуатацию более 300 тысяч гостиничных мест». 

Что касается Франции, то, по словам официальных лиц, мировой финансовый кризис пошел на спад и клиенты стали более требовательными и взыскательными. Так, например, на родине Дюма и Бальзака, самыми хорошими гостиницами всегда считались гостиницы категории 4*. Теперь же французским властям пришлось создать специальную комиссию по присвоению отелям категории 5*, дабы туристы не сомневались в качестве предоставляемого сервиса и услуг. На программу, которую планируют завершить к 2012 году, будет потрачено порядка 10 млрд. евро.