Росавиацию и авиакомпанию «Континент» могут обвинить в мошенничестве

Руководство «Континент» и должностные лица Росиавиации подозреваются в мошенничестве, сообщается на сайте Следственного комитета (СК) РФ. Уголовное дело по факту мошеннических действий организованной группы лиц уже возбуждено.

 «По результатам процессуальной проверки, проведенной по указанию Председателя Следственного комитета России, Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте возбуждено уголовное дело по факту мошеннических действий организованной группы лиц из числа руководства ОАО «Авиационная компания «Континент» и должностных лиц Росавиации (ч.4 ст. 159 УК РФ)», - сообщили в СК РФ.

В рамках расследования уголовного дела будут установлены конкретные должностные лица Росавиации и других государственных органов и дана правовая оценка их действиям (бездействию) при выдаче и отзыву лицензии на авиаперевозку указанной компании, наличию причинной связи между данными действиями и существенным нарушением прав авиапассажиров, а также причиненным государству ущербом. Интересно, например, так во время июньской проверки, Росавиация не заметила, что «Континент» находится на грани краха.

Таким образом, причиной возбуждения дела послужило решение об аннулировании сертификата эксплуатанта авиакомпании «Континент», которое было вынесено Росавиацией 29 июля текущего года по заявлению самой авиакомпании . В результате, только за прошедшие выходные более 700 пассажиров не смогли воспользоваться своими билетами на рейсы «Континента». До конца сентября «Континент» успел продать более 35 тысяч билетов.

В Росавиации утверждают, что никаких проверок в их отношении пока не проводилось. «Запрос от Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ о предоставлении информации в целях проведения проверки поступил в Росавиацию только 1 августа 2011 года», - пояснили в ведомстве.

Кто виноват?

Зато Росавиация выяснила обстоятельства, приведшие к банкротству «Континента». «В июне 2011 года генеральный директор ОАО «Авиационная компания «Континент» Красильников В.П. (ему принадлежат также 25% акций перевозчика) за счет выручки авиакомпании приобрел в собственность учрежденного им и его супругой ООО «Авиа Мир Лизинг» несколько воздушных судов типа Ту-154м», - говорится в сообщении авиационного ведомства.

По предварительным данным, эти действия были осуществлены без согласования с другим акционером. Приобретение самолетов в собственность гендиректора авиакомпании привело к кассовому разрыву между доходами и расходами ОАО «Авиационная компания «Континент», и невозможности обеспечивать ее текущую операционную деятельность. Данные действия были совершены уже после проведения проверки авиакомпании территориальным управлением Росавиации в апреле 2011 года.

29 июля 2011 года Федеральное агентство воздушного транспорта направило в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Министерство внутренних дел обращения о проведении соответствующих проверок и принятия мер реагирования в отношении перевозчика с приложением информации о последних перечислениях на счет «Континента». «Росавиация готова сотрудничать со всеми правоохранительными органами в интересах защиты прав авиапассажиров», - говорится в сообщении.

Что делать?

Ни пассажира, ни туроператорам от последующих проверок не легче. Несмотря на то, что пассажирам предоставляется возможность пересесть на другие рейсы, осуществить это на деле не так просто. В частности, речь идет о массовых южных направлениях, где в пик сезона пустых мест на всех рейсах практически не остается. В результате, многие туристы прождали своей бесплатной замены все выходные, а те, у кого деньги после отдыха остались, вернулись домой, повторно оплатив билет. Госорганы предлагают туристам билеты сохранять. Потом их можно будет предъявить либо «Континенту»,  либо в суд.

Однако опыт взысканий компенсаций с авиакомпаний доказывает, что надеяться здесь особо не на что. Особенно, если учесть то, что по данным Росавиации, по состоянию на 29 июля 2011 года задолженность ОАО «Авиационная компания «Континент» перед российскими аэропортами составляет 32 млн. рублей. Кстати, заявления о банкротстве «Континента» на сайте Московского арбитражного суда пока обнаружить не удалось.

Росавиация также рекомендует всем пассажирам, имеющим билеты авиакомпании «Континент», отложить поездку в аэропорты вылета и сдавать их в кассы агентств по продаже билетов. Для осуществления вылета пассажирам рекомендуется приобретать билеты на рейсы других авиакомпаний. Это объясняется тем, что в высокий сезон на воздушных судах существует дефицит свободных мест, поэтому другие авиакомпании не смогут выполнять авиарейсы компании «Континент» в полном объеме. «Отсутствие оборотных средств у авиакомпании «Континент» привело к тому, что она даже не может обеспечить пассажиров, ожидающих вылета в аэропортах, водой, питанием и размещением в гостинице. Эти функции на себя возложили московские и региональные аэропорты», - сообщает ведомство.

Между тем, Транспортная Клиринговая Палата (ТКП) направила в агентства по продаже билетов требования возвращать денежные средства, затраченные на покупку билетов. Средства будут возвращаться за билеты, оформленные на электронных бланках ТКП. Если билет оформлен на электронном бланке авиакомпании «Континет», то денежные средства в кассах возвращаться не будут в связи с отсутствием финансовых средств на счетах авиакомпании Континент. В этом случае пассажир может обратиться в суд общей юрисдикции по месту проживания для возврата денежных средств. Генеральный директор ОАО «Авиационная компания «Континент» сообщил от готовности продать воздушные суда, находящиеся в собственности авиакомпании, для возврата денежных средств пассажирам.

Где-то мы это уже слышали…

Рассуждая о последствиях банкротства «Континента», эксперты вспоминают схожий случай, который случился почти ровно три года назад. Тогда были отменены все рейсы авиационным альянсом AirUnion во главе с компанией «КрасЭйр», на тот момент одного из крупнейших авиаперевозчиков в стране. В аэропортах застряло более 3,5 тысяч человек, главным образом возвращавшихся домой после отпуска на курортах. Выяснилось, что авиакомпания набрала огромные долги перед аэропортами за обслуживание и топливо – около $1 млрд. Чтобы такого не повторялось впредь, Росавиация начала регулярно проверять финансовое состояние авиакомпаний. Но как показывает банкротство «Континента», система от совершенства пока далека.

Казнить нельзя помиловать

Росавиация предложила новый принцип наведения порядка на рынке. В частности, ведомство выступает за скорейшее внесение изменений в сертификационные требования к коммерческим авиакомпаниям «и считает, что к регулярным магистральным перевозкам пассажиров могут допускаться авиакомпании, которые имеют в своем парке не менее 20 однотипных воздушных судов». По оценке Росавиции, в среднем именно таким количеством самолетов располагают авиакомпании, входящие в ТОП-15 и выполняющие 90 % всех авиаперевозок. «Все остальные авиакомпании должны быть переведены в разряд чартерных перевозчиков, или не выполнять магистральные регулярные рейсы», - уверены в ведомстве.

«Удовлетворять этим требованиям будут очень немногие авиакомпании. 15 их точно не наберется. Даже если флот компании и насчитывает 20 машин, то не факт, что они все будут «одного типа», - рассуждает гендиректор брокерской авиакомпании «Авиачартер» Александр Морозов. При этом эксперты подчеркивают, что от новых ограничений пострадают опять пассажиры. Так, глава аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что подобные инициативы сделают порог для запуска новых авиакомпаний слишком высоким, а также спровоцируют рост цен на авиабилеты. Кроме того, под вопросом будет судьба ряда авиакомпаний среднего звена, парк которых менее 20 самолетов, в том числе Sky Express и Avianova, которые перевозят львиную долю пассажиров на внутренних маршрутах. Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий, его слова приводит газета «Ведомости» добавляет, что вкупе с предложением о выводе из эксплуатации самолетов Ту-154 и Ан-24 новая инициатива Росавиации не позволит развить рынок региональных перевозок, так как крупные компании в этом не заинтересованы. Эксперты также напоминают, что нередко надежность авиакомпании количеством самолетов не исчисляется. Например, у «КрасЭйр» было много самолетов, однако это не избавило ее от банкротства.

На сегодняшний день в России летают рейсы более 100 авиакомпаний. Ограничение полетов для большинства из них приведет к ощутимому росту цен, и – самое главное – не обезопасят пассажиров от ситуаций, аналогичных той, что случилась с «Континентом». В этой связи эксперты предлагают пересмотреть по возможности законодательство о банкротстве. Например, в США авиакомпания-банкрот может получить защиту от требований кредиторов и продолжить летать, пока не выполнит свои обязательства перед пассажирами.