25 июня, вторник
 
 

Хотели как лучше: внутренние авиаперевозки хотят развивать за счет международных

Минтранс предлагает переложить проблему дороговизны внутренней авиаперевозки на пассажиров международных рейсов. Цена билета за рубеж может вырасти на тысячу рублей.

Минтранс РФ вынес новое предложение по развитию внутренних перевозок. По его оценке, российские авиакомпании могут снизить цену на перелеты внутри страны не менее чем на 7,6%, сообщает «Газета.ru» со ссылкой на источник в ведомстве. Подобное снижение станет возможным за счет обнуления ставки НДС.

Тем не менее, отказываться от бюджетных поступлений, которые составляют около 32 млрд рублей ежегодно, в Минстрансе не намерены. По действующему налоговому законодательству, компенсировать выпадающие доходы бюджета «в полном объеме и в краткосрочном периоде не представляется возможным», признают в министерстве. Поэтому бремя пополнения бюджета предлагается возложить на перевозчиков, осуществляющих международные рейсы.

Сбор должен затронуть перевозки за рубеж «из национальных аэропортов на все коммерческие рейсы независимо от национальной принадлежности авиаперевозчика», предлагают в министерстве.

В министерстве в качестве примера приводят международную практику. В частности, в Великобритании вместо налога на добавленную стоимость (VAT) применяется налог с авиапассажира (APD). Он взимается с пассажиров всех коммерческих авиаперевозчиков, осуществляющих рейсы из аэропортов Великобритании, с учетом класса и пункта назначения рейса, за исключением маршрутов в ряд городов, находящихся на территории страны.

Сейчас предложение Минтранса находится на рассмотрении Минфина. Однако свою позицию уже высказали в Минэкономразвития (МЭР): авиакомпании вряд ли смогут гарантировать взаимосвязь между отменой НДС и снижением тарифов, а идея выборочной аннуляции НДС непопулярна в принципе, так как подобные требования могут предъявить и другие отрасли. Наиболее приемлемым на данный момент вариантом господдержки внутренних авиалиний в МЭР видят субсидирование.

Эксперты авиаотрасли не верят в то, что отмена НДС для внутренних перевозчиков сможет привести к значительному снижению стоимости билета. Дело в том, что часть, закладываемая на НДС, в билете минимальна. Основную долю занимает добавленная стоимость, произведенная поставщиками товаров и услуг. При этом стоимость билета по России нередко устанавливается в условиях отсутствия конкуренции: перевозчиков на рынок пускают, но сами они не хотят приходить на заведомо убыточные маршруты.

«Многие авиакомпании и так перекладывают расходы с внутренних линий на международные: летают внутри страны в убыток, отбиваясь на перевозках за рубеж. Если заставить их делиться с теми, кто летает на внутренних линиях, это вызовет объективный протест», — говорит главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт.Ru» Олег Пантелеев.

Эксперты также отмечают, что из логики Минтранса невозможно понять, как взимать дополнительный налог с зарубежных авиакомпаний, осуществляющих полеты в Россию. Развитие транспортной доступности — задача любого развитого государства. Региональные перевозки субсидируются во многих странах, так как есть маршруты и авиаработы, которые априори не могут быть рентабельными. Но увязывать их с международными перевозками — не самая распространенная и удачная практика.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР