Рынок делового туризма в России демонстрирует уверенный рост. Вместе с этим меняются предпочтения бизнес-туристов: растет интерес к командировкам за рубеж, бизнес-классу при перелетах по России и онлайн-бронированиям. Об этом рассказали на конференции Союза агентств делового туризма (САД).
Объем рынка делового туризма вырос в этом году на 10,14% (здесь и далее сравнение I полугодия 2025 года с I полугодием 2024).
Союз агентств делового туризма отмечает, что это значительный скачок, учитывая, что совокупный доход от деловых поездок три года назад составлял 850 млрд руб, а в прошлом году достиг 1 трлн руб. Ожидается, что к концу текущего года цифры значительно вырастут.
В лидерах отраслей, генерирующих наибольший объем деловых поездок, остаются IT и телеком, нефтегазовая промышленность, фармацевтика, строительство, ритейл, финансы, машиностроение, а также обрабатывающая и добывающая промышленность.
Зарубежные командировки стали более распространены
Заметно меняется и география поездок. Доля поездок по России по-прежнему остается значительной – 87,2%, но она снизилась на 1,3 п.п. Внутри страны популярность набирают Екатеринбург, Благовещенск, Новосибирск и Иркутск.
В то же время, зарубежные направления укрепляют свои позиции, увеличив долю на 1,3 п.п. до 12,8%. В фокусе приоритетного внимания деловых путешественников – Казахстан, Китай, Индия, Узбекистан, а также Турция и Египет.
Что касается выбора жилья за границей, тут лидируют пятизвездочные отели. В них останавливается каждый второй бизнес-турист. Внутри России ситуация немного иная. Здесь растет спрос на четырехзвездочные отели, в то время как пятизвездочные, напротив, теряют популярность.
Деловые туристы предпочитают самолеты
Авиабилеты остаются основой портфеля услуг среди командировочных, почти половина транзакций именно в этом сегменте, следует из данных союза. Порядка 20,4% всех покупок приходится на железнодорожный транспорт, 24,4% – на отели, 9,5% – на трансферы, визы и прочие услуги.
В союзе подчеркнули, что средняя стоимость туристических услуг внутри России продолжила расти: авиабилеты подорожали на 11,8% (в среднем один билет обходился в 21,3 тыс. рублей), железнодорожные билеты – на 13,8% (в среднем билет стоил 4,9 тыс. руб.), ночь в отеле – на 17,9% (средняя цена ночевки – 6,9 тыс. руб.).
За рубежом, напротив, стоимость авиа и ж-д билетов снизилась на 12,5% (средняя стоимость билета – 54,6 тыс. руб.) и 2,85% (до 5,6 тыс. руб.) соответственно преимущественно за счет укрепления рубля. Отели за рубежом подорожали незначительно, на 3,4% (средняя цена ночи – 15,8 тыс. руб).
Интересно, что на внутренних направлениях в авиаперевозках у бизнес-туристов выросла доля бизнес-класса (2,48%, рост на 0,1 п.п.), в то время как на международных направлениях она сократилась (на 0,9 п.п.), обеспечив эконом-классу долю в 93,56%.
Командировки бронируются за 3 недели
Статистика союза также показывает, что деловые поездки становятся более продуманными и длительными. Все чаще билеты и отели бронируются заранее, за несколько недель до отправления. Средняя длительность командировок по России составляет 3,4 дня, а за рубежом – 5,7 дней.
В САД заметили, что цифровизация продолжает оказывать влияние на поведение деловых путешественников. Доля онлайн-бронирований достигла 70,36% (рост на 1,5 п.п.), а электронная почта остается основным каналом коммуникации. При этом все больше путешественников отправляют запросы в нерабочее время – каждый четвертый или 26%.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Минсельхоз и АТОР объединились для развития сельского туризма
Национальные маршруты ищут точки роста: туроператоры обсудили системные проблемы и пути их решения
Инфраструктурный сбор в Сочи: инвестиционный стимул или «тормоз»?
Планы на будущее в бизнес-туризме
Во время конференции также рассказали и о проблемах, с которыми сейчас сталкиваются представители отрасли. Одна из самых главных – долгое ожидание подтверждения бронирования от отелей, которое приводит к отказам от клиентов.
«Нами были разработаны технологические решения, которые позволяют любому отелю автоматизировать подтверждение бронирования, а значит снизить отказность. Результатом нашей годовой работы стало снижение доли отказов по корпоративным тарифам на треть. Однако количество отелей, которые не поддерживают технологию моментального подтверждения, пока осталась на прежнем уровне», – рассказали в Союзе агентств делового туризма.
Председатель совета директоров ГК «Аэроклуб» Денис Матюхин, выступая на конференции, отметил, что одна из главных задач делового туризма на ближайшие годы – внедрение новых стандартов работы и общения между клиентами и поставщиками.
В частности, генеральный директор компании «Академ-Онлайн», вице-президент АТОР по деловому туризму Александр Курносов выразил надежду, что после слияния сервиса «Академ-Онлайн» (ранее входил в группу «Академсервис») с «Яндекс Путешествиями» на рынок будут выведены новые продукты.
«Для нас это был эпохальный год, произошла сделка с Яндексом и мы стали частью этой корпорации. Надеемся, что это позволит дать рынку новые продукты, новые сервисы, а также расширение списка гостиниц, как отечественных, так и зарубежных», – сказал г-н Курносов.
Марина Первухина
Фото: АТОР