Аэропорт Храброво хочет стать «открытым»

Воздушная гавань Калининграда после реконструкции может стать зоной «открытого неба». Местные власти уже начали переговоры с Минтрансом о снятии ограничений по количеству частот и назначенных перевозчиков, что должно помочь увеличить пассажиропоток до 5 млн в год.

Предполагается, что модернизация аэропорта будет закончена в первой половине 2014 года, сообщает «КоммерсантЪ». «Открытое небо» позволит аэропорту стать хабом для перевозки в крупные европейские города. Глава калининградского аэропорта Храброво Виктор Титарев сообщил, что у компании уже есть первые заявки на транзит из Китая в Северную Европу и Америку. Параллельно ведется работа по предоставлению транзитным пассажирам права находится в Калининграде в течение 72 часов без визы.

Напомним, что первым и пока единственным российским аэропортом, где частично реализована идея «открытого неба» является Владивосток. Частитчно, потому что «открытое небо» действует только в отношении перевозчиков из Южной Кореи. В мае 2012 года в Москве авиационные власти двух стран подписали меморандум о взаимопонимании, сняв все ограничения в рамках третьей и четвертой свобод воздуха, в том числе и по количеству назначенных перевозчиков или частот. Но соглашение не включает пятую свободу, позволяющую выгружать и принимать на борт на территории страны-партнера пассажиров, почту и грузы, следующие из третьего государства или в него.

До конца лета на рынке присутствовала только авиакомпания Korean Airlines. Но в сентябре 2012 года стало известно о приходе еще четырех перевозчиков из Южной Кореи — Asiana Airlines, Jin Air, Eastar Jet и T`way Airlines. Asiana начала полеты с середины ноября. Из российских авиакомпаний на направлении Владивосток—Сеул летает «Владивосток Авиа», зимой на линию вышла «Сибирь». Пока пассажиропоток аэропорта вырос на 11%. Гендиректор аэропорта Максим Четвериков «при условии удачной реализации всех этапов проекта, в том числе касающихся таможенного и иммиграционного оформления», ждет роста пассажиропотока в ближайшие два года в 1,5-2 раза.

Руководитель Комитета по транспорту АТОР Дмитрий Горин напоминает, что это уже не первая попытка создать в Калининграде «открытое небо». «Ранее эту идею пытался реализовать «Калининград авиа». Сейчас аэропорту нужен базовый перевозчик с широкой маршрутной сетью по России и планами на развитие европейского присутствия. Таким мог бы стать, например, «ЮТэйр», - считает Дмитрий Горин.

По его мнению, Калининград является наиболее удобной западной точкой России, поэтому хаб может пользоваться успехом для веерных стыковок с востока на запад. «Сейчас перевозка наших авиакомпаний очень централизована – около 75% рейсов выполняется из Москвы. Хаб в Калининграде поможет оптимизировать сеть маршрутов любой авиакомпании», - отмечает Дмитрий Горин. Правда, для привлечения большого количества перевозчиков аэропорту нужно будет установить конкурентные тарифы на обслуживание и керосин. Иначе стыковки по-прежнему будут совершаться в Европе.