Перевозчики пока не готовы отбирать алкоголь у авиапассажиров, считают в Минэкономразвития

Минэкономразвития (МЭР) провел оценку регулирующего воздействия проекта поправок Минтранса, предполагающего возможность изъятия алкоголя у авиапассажиров и применения силы для усмирения дебоширов. По мнению МЭР, идея ведомства может быть реализована, но авиакомпаниям придется провести соответствующее переоборудование бортов и понести дополнительные расходы.

Напомним, что идея отбирать купленный в DutyFree алкоголь до начала рейса возникла после громких случаев хулиганства на бортах авиалайнеров, когда пассажиры, находясь под воздействием алкоголя, своим поведением угрожали безопасности других пассажиров.

4 апреля текущего года на сайте Минтранса появился законопроект, касающийся обеспечения авиационной безопасности. Среди прочего, Минтранс предлагает наделить бортпроводников полномочиями по применению силы к дебоширам (сейчас это может сделать только капитан судна, который при этом не вправе покидать кабину), а также ввести на рейсах «с повышенной опасностью недисциплинированного поведения пассажиров» правило об изъятии алкоголя, приобретенного в  Duty Free или на борту воздушного судна  и выдаче его по окончании полета. В Минтрансе напомнили, что руководство ИКАО предусматривает право перевозчика изымать алкогольные напитки у пассажиров «в случае, когда их оставление при пассажирах может повлечь угрозу безопасности полета».

Эксперты неоднозначно высказываются относительно предложения Минтранса. Дело в том, что в мире существует практика выдачи купленного алкоголя только по прилету, но этот процесс организован иначе, чем предлагает Минтранс. Так, по словам руководителя аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, за границей у пассажиров и вовсе не отбирают алкоголь. «Ряд авиакомпаний устанавливают партнерские отношения с магазинами Duty Free. Купленный товар маркируется по имени пассажира и передается сотрудниками Duty Free непосредственно на борт. Пассажир получает товары по прилету. Таким образом, пассажиры могут приобретать товары в интернете еще при прохождении онлайн регистрации и получать их уже по прилету. Это особенно удобно при покупке крупногабаритных товаров», - рассказывает Олег Пантелеев.

В МЭР также считают, что введение нормы об изъятии у пассажиров алкоголя нуждается в проработке технической базы ее реализации. «Полагаем, что перевозчик должен иметь возможность изымать алкогольную продукцию у пассажира на воздушном судне с целью обеспечения безопасности и предотвращения правонарушений с последующей обязанностью ее возврата. При этом данное решение должно приниматься перевозчиком согласно его возможности обеспечить прием, маркировку, хранение и выдачу пассажирам алкогольной продукции», - говорится в заключении на сайте МЭР.

В ведомстве уверены, что предлагаемый Минтрансом подход сопряжен со значительным риском установления для субъектов предпринимательской деятельности избыточных требований, что приведет к необоснованному росту расходов субъектов предпринимательской деятельности. «Субъектами предпринимательской деятельности в ходе публичных консультаций отмечается, что для практической реализации норм проекта акта собственникам аэропортов придется выполнить ряд мероприятий, в том числе, таких как: подготовка сотрудников службы авиационной безопасности, их периодическая проверка на профессиональную пригодность, оснащение огнестрельным оружием, обустройство специализированных автомобильных стоянок, закупка оборудования, необходимого для проведения дополнительных досмотров пассажиров и техники и прочее», - говорится в заключении.

Рассматривая возможность изъятия алкоголя у пассажиров, в МЭР отметили, что разработчиком законопроекта остались неучтенными риски того, что в настоящее время на воздушных судах, находящихся в эксплуатации, не предусмотрены, например, места хранения, исключающие доступ третьих лиц для складирования алкогольной продукции, отсутствуют технологии и инструментарий для ее маркировки с целью последующего возврата пассажирам. Таким образом, реализация этого положения сейчас невозможна, а оценить затраты на такое переоборудование лайнеров сейчас затруднительно. «Также при практической реализации данного требования вероятен риск существенного увеличения «времени разворота» воздушного судна в аэропортах, учитывая, что приемка и возврат алкогольной продукции может потребоваться пассажирам целого рейса (при этом речь может идти о сотнях пассажиров на одном рейсе). Соответственно будут возникать дополнительные расходы на обслуживание воздушного судна, топливо, рабочее время экипажа», - отмечается в заключении.

Кроме того, в Минэкономразвития считают, что новые нормы необязательно закреплять в Воздушном кодексе. Их можно включить, например, в закон «Об оружии» (относительно применения силы), другие законы и подзаконные акты.

«По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод о том, что в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствующие возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации», - резюмирует МЭР.