«Турпомощи» рекомендовали тратить больше денег на штат

В среду директор «Турпомощи» Вячеслав Басов собрал юристов туроператорских компаний для обсуждения ряда вопросов, касающихся дальнейшей деятельности объединения. Участники заседания обсудили ­– надо ли снижать сумму минимального взноса в «Турпомощь», компетенцию объединения, необходимость аудита туроператоров, сбор и расходование средств на содержание аппарата и ряд других вопросов юридического характера.

Как сообщил Вячеслав Басов, сейчас объем компенсационного фонда составляет 198 млн рублей. «Несмотря на то, что произошло несколько банкротств туроператоров, средства компенсационного фонда не  расходовались. Не возникало необходимости в оказании экстренной помощи туристам, находящимся за рубежом», - сообщил г-н Басов.

Значительно хуже обстоит дело со средствами на содержание дирекции «Турпомощи». Напомним, что согласно принятому Общим собранием решению, каждый участник объединения должен перечислить на эти цели по 10 тыс. рублей. Взнос является ежегодным. По словам Вячеслава Басова, на текущий момент эти деньги перечислили не более половины участников «Турпомощи». Всего с начала апреля дирекция «Турпомощи» потратила на свою деятельность около трех миллионов рублей.

Маловато будет

Вопрос - как заставить операторов своевременно платить деньги на содержание аппарата «Турпомощи» - стал одним из пунктов повестки дня состоявшегося собрания. Дело в том, что взнос в размере 10 тысяч рублей не является условием членства туроператора в «Турпомощи». Таким образом, неплательщиков нельзя исключить из объединения лишь на этом основании. Зато есть основание обратиться в суд. В ближайшее время должно состояться заседание Наблюдательного совета «Турпомощи», на котором этот вопрос вновь будет подниматься, а неплательщики получат предупреждение. В том случае, если деньги так и не будут уплачены, «Турпомощь» обратится в суд с иском на каждую из компаний. Основанием для иска будет служить решение Общего собрания объединения.

Чуть ли не единственным решением, которое было единогласно принято участниками собрания, стала необходимость расширения штата «Турпомощи». Ожидается, что в объединении появится один штатный юрист, а также по мере необходимости будут привлекаться внештатные сотрудники. Кандидатуры и оплата юристов будет обсуждаться на ближайшем Наблюдательном совете.

Одной из ключевых задач штатного юриста станет составление внутреннего регламента работы «Турпомощи» по оказанию экстренной помощи туристам. В этом документе, в частности, планируется прописать объем предоставляемой помощи пострадавшим от финансовых трудностей оператора туристам (условия и размер оплаты проживания, перевозки туристов и т.д.). После составления документ будет согласован с юристами других участников «Турпомощи». Как отметили сами участники собрания, регламент станет единственным документом, принятым по согласованию с участниками рынка. «Сколько мы не вычеркивали из закона формулировку «ненадлежащее исполнение», она все равно осталась», - отметил один из юристов. Ожидается, что в регламенте будет дано определение и этой норме закона.

Принципиальная последовательность

Ключевой темой обсуждения стал минимальный взнос в размере 100 тыс. рублей, который по закону должны оплачивать все участники «Турпомощи» ежегодно. Напомним, что этот вопрос стал причиной нешуточных битв при создании объединения: образовалось движение «БезТурпомощь», участники которого называли эту сумму непосильной для представителей малого и среднего бизнеса и требовали убрать минимальную планку. Пока представителя этого стихийного дивжения не включили в Наблюдательный совет, он бился за права мелких и средних операторов.

На совещании в «Турпомощи», в которой, кроме юристов операторов, принимал также участие Глава Комитета туризма и гостиничного хозяйства правительства Москвы Сергей Шпилько, вновь вернулись к обсуждению проблемы минимального взноса. Как выяснилось, зря. Сергей Шпилько сообщил, что РСТ выступает за отмену минимального порога, но сам он отказался от этой идеи. Он напомнил, что приближается кризис, поэтому деньги «Турпомощи» могут еще пригодиться, и в большом объеме. Поэтому вместо отмены минимального взноса нужно искать другие механизмы. Участники собрания обсудили перспективу снижения минимальной планки взносов до 50 тысяч рублей, но сошлись во мнении, что на текущий момент и это практически невозможно: у законодателя пока нет оснований менять закон. Напомним, что согласно «Закону о туризме» взнос не может быть изменен минимум в течение трех лет.

Соломоново решение в сложившихся, можно сказать, непростых обстоятельствах: провести анализ доходной и расходной частей фонда «Турпомощи», а также оценить максимальный объем средств, который может понадобиться для оказания экстренной помощи туристам в случае банкротства крупного туроператора.

Ревизия и банки

Обсудили и возможности проверки туроператоров, вступающих в «Турпомощь». На текущий момент в заявлении на вступление лишь указывается объем оборота туроператора. Однако проверить эту информацию нельзя. Тем не менее, участники собрания отказались от идеи проведения дополнительного аудита туркомпаний. Это станет лишь дополнительным обременением для среднего и малого бизнеса (стоимость аудита небольшой компании начинается от 35 тысяч рублей). Проверка налоговой отчетности также не даст должного результата, сошлись во мнении юристы. Решения по этому вопросу принято не было.

Еще один вопрос повестки дня собрания – выбор банков, на счетах которых будут размещены средства фонда «Турпомощи». Напомним, что недавно было принято постановление правительства, в котором указывались критерии отбора таких банков. В ходе обсуждения было принято решение составить список наиболее надежных банков России (ориентируясь на их рейтинги). Далее из этого списка будут выбраны коммерческие учреждения с наиболее выгодными условиями размещения средств на депозитах.

Как сообщил Вячеслав Басов, собрание Наблюдательного совета может состояться уже через две-три недели. В дальнейшем планируется начать подготовку к проведению Общего собрания «Турпромощи».