Как Россию встретили на World Travel Market 2013

В четверг, 7 ноября, в Лондоне завершилась очередная туристская выставка World Travel Market. Иностранные участники и посетители с большим интересом встретили стенд России и попросили разнообразить турпродукт. Участники бизнес-сообщества обсуждали перемены на глобальном туристическом рынке и снижение роли традиционных туроператоров.

Иностранцы хотят разнообразную Россию

Как рассказал «Вестнику АТОР» глава Ростуризма Александр Радьков, Россия приехала на WTM с большим стендом. На нем представляли свои туристские возможности Иркутск, Нижний Новгород, Камчатка, Краснодарский край, Республики Коми и Бурятия, Иркутская, Псковская, Самарская, Свердловская, Тульская и Ярославская области, а также Ханты-Мансийский АО-Югра. С большой экспозицией приехали Москва и Санкт-Петербург.

На открытии российского стенда присутствовали Генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рифаи, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии Александр Яковенко. В приветственном слове г-н Рифаи отметил, что Россия входит в десятку крупнейших туристических держав мира, занимая по своему туристскому потенциалу девятое место.

«На протяжении всей работы выставки мы отмечали высокий интерес к российскому стенду со стороны посетителей выставки. Особенно хотелось бы отметить туристический форум «Welcome to Russia: explore the country from the very West to the Far East», который состоялся в рамках выставки. Здесь использовалась совершенно новая концепция проведения презентаций регионов. Все они были выполнены в одном ключе, с единым форматом видеоряда. Ведущими выступили известные британские путешественники, которые говорили с присутствующими на понятном для них «языке», - рассказал Александр Радьков.

Общее пожелание участников британского туррынка - разнообразить линейку туристического продукта. «Есть какие-то продукты, которые уже достаточно успешно продаются на британском рынке. Это Москва, Санкт-Петербург, поездки по Транссибирской магистрали. Представители британской туристической общественности хотят эксклюзива», - отметил глава Ростуризма. По его словам, интерес вызывают поездки по сибирскому региону России, охота, рыбалка, речные круизы.

Уход от традиций

С точки зрения обсуждения процессов туристического бизнеса в мире, прошедшая выставка не была революционной. На ней звучали все те же вопросы, которые поднимаются на протяжении последних нескольких лет. Это увеличение роли современных технологий в организации путешествий. «По итогам прошедшей выставки становится очевидно, что роль традиционных туроператоров снижается. Между тем, увеличивается место и роль разработчиков отдельных услуг в сфере туризма», - говорит гендиректор компании «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов.

Российский туристический рынок воспринимается западными коллегами с большим удивлением. Западные турфирмы давно уходят от работы с жесткими блоками и большим объемом гарантированных мест. В то же время для России такие риски являются практически стандартной бизнес-моделью. «Фактически мы идем тем же путем, которым они шли 5-7 лет назад», - отмечает Тарас Кобищанов.

Правда, этот путь не прошел незаметно для западного туристического рынка. И в Великобритании, и в Германии произошел ряд громких банкротств, многие крупные туроператоры претерпели резкое снижение капитализации. Поэтому текущий процесс перехода от традиционного оперейтинга к новым технологиям представляется естественным. «Переходя в технологии, не нужно брать на себя серьезные риски, но это дает возможность управлять большими объемами продаж. Сейчас многие переходят к более плотной работе с потребителями, а не агентствами. Соответственно, они выстраивают свои продажи», - говорит эксперт.

В результате, традиционные туроператоры в Европе вынуждены конкурировать не столько друг с другом, сколько с современными интернет-технологиями и агрегаторами туристических услуг. Очевидно, такая же судьба ожидает и российский туризм, который в силу своего более позднего «рождения», пока отстает от западного рынка.