Владимир Канторович: «Ситуацией с Eviterra должны заниматься правоохранительные органы»

Конфликт двух хозяйствующих субъектов – онлайн агентства по продаже авиабилетов Eviterra(ООО «Эвитерра Трэвел») и консолидатора «Авиа Центр», обернулся проблемами для тысяч потребителей. Несмотря на восстановление части аннулированных авиабилетов, купленных россиянами через портал Eviterra, вылеты большинства клиентов компании все еще находятся под вопросом. Пока конфликтующие стороны продолжают выяснять отношения, следственный комитет РФ начал процессуальную проверку по факту аннуляций билетов.

В споре двух хозяйствующих субъектов снова виноват потребитель

В первых числах января авиакомпании начали аннулировать билеты, купленные через онлайн агентство по продаже авиабилетов Eviterra. При этом деньги по аннулированным билетам клиентам не возвращаются. По предварительным подсчетам, число пострадавших достигает шести тысяч. В основном аннулируются билеты российских авиакомпаний – «Аэрофлот», «Трансаэро», «Россия», S7. В социальных сетях также сообщается об аннуляции билетов других авиакомпаний: «Уральские авиалинии», Thai Airways, LOT. Поступали сообщения об угрозе аннуляции билетов израильской El Al.

Причиной массовых аннуляций билетов стал конфликт агентства «Эвитерра Трэвел» и консолидатора «Авиа Центр». По данным одного из участников авиарынка, сумма долга «Эвитерра Трэвел» может достигать 170 млн рублей, из которых около 90 млн – стоимость билетов, забронированных клиентами Eviterraс начала января 2014 года.

Основной объем продаж Eviterraосуществлялся через мета-поисковики, сообщил «Вестнику АТОР» участник рынка. В день компания продавала около двух тысяч билетов. Средний чек, по данным самой «Эвитерра Трэвел» - 800 долларов США (2013 год). К проблеме подключился Ростуризм, организовавший для пострадавших «горячую линию».

К вечеру 6 января на сайте Eviterra появилась «приятная новость»: билеты с  вылетом с 6 по 11 января включительно будут восстановлены, все вылеты состоятся на запланированных пассажирами рейсах. «Касательно вылетов, которые должны состояться после 12 января, по-прежнему продолжаются переговоры, мы обязательно проинформируем всех пассажиров. Хотим заверить пассажиров, уже улетевших на отдых, что ваши билеты действительны и аннулированы не будут, вне зависимости от даты обратного вылета», - говорится в сообщении агентства.

Правда, пока это является слабым утешением для клиентов компании, которые невольно оказались вовлечены в спор двух хозяйствующих субъектов. «Если давать мое оценочное суждение, я считаю - то, что произошло – это, мягко выражаясь, полное безобразие. По моему мнению, в переговоры нужно вступить правоохранительным органам, а не только Ростуризму. Потому что когда возникает спор между двумя хозяйствующими субъектами, один из которых агент, а другой – субагент, это только их коммерческий риск. И я считаю, что когда этот риск не оправдывается, не допускается перекладывать его на плечи потребителя. По-моему, это подсудное дело. Я бы посоветовал потребителям обращаться в правоохранительные органы и в суд», - заявил в эфире радиостанции «Вести» днем 6 января Первый вице-президент АТОР Владимир Канторович.

Ночью 6 января на сайте Следственного комитета РФ появилось сообщение о начале процессуальной проверки по факту аннуляции билетов. «Следственными органами Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве начата процессуальная проверка по признакам преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ (мошенничество) по факту незаконной реализации авиабилетов компанией «Эвитерра Трэвел», - говорится в сообщении. В рамках процессуальной проверки следователями Главного следственного управления СК РФ по Москве совместно с органами дознания организовано проведение следственно-оперативных мероприятий, направленных на установление обстоятельств произошедшего и лиц, виновных в нарушении прав граждан.

Кто виноват и что делать

Главный вопрос, который сейчас беспокоит потребителей, - как вернуть свои денежные средства. Но ответа на него пока не дает ни одна из сторон, у каждой из которых свое видение ситуации.

Так, авиакомпании, аннулировавшие билеты, сообщают пострадавшим, что возврат билетов происходит по инициативе «Авиа Центра». «Ваш билет аннулирован и произведен возврат средств. Билеты аннулированы партнером «Эвитерры» - агентством «Авиацентр» (контакты на http://www.avia-centr.ru/) и за разъяснениями обратиться следует в «Авиацентр». Ситуация сложилась в связи с недобросовестными действиями агентства. Обращаем Ваше внимание, что Аэрофлот не имеет отношения к проблемам компании «Эвитерра» и никогда не имел с ней Агентского договора», - сообщается в письме «Аэрофлота» опубликованном одним из пострадавших в Facebook.

В «Авиа Центре» опровергают появившиеся  в СМИ слухи о причастности компании к приостановке деятельности «Эвитерра Трэвел». 6 января на сайте консолидатора появился официальный комментарий гендиректора «Авиа Центра» Сергея Богачева. Приводим его текст полностью:

«В связи с появившимися в последнее время ложными слухами о причастности ООО «АВИА ЦЕНТР» к проблемам интернет портала по продаже авиабилетов EVITERRA.COM ООО «АВИА ЦЕНТР» официально заявляет:

  1. Владельцем сайта EVITERRA.COM является ООО «Эвитерра Трэвел» - (ИНН 7714818115, юридический адрес 123290, г. Москва, 1-ый Магистральный тупик, дом 5а, генеральный директор Заярный Николай, контактный телефон +7-495-660-35-20)
  2. ООО «Эвитерра Трэвел» заключило с ООО «АВИА ЦЕНТР» субагентский договор по продаже авиационных билетов. В соответствие с условиями данного договора ООО «Эвитерра Трэвел» несет полную ответственность перед своими клиентами за все проданные авиабилеты.
  3. Схема работы ООО « Эвитерра трэвел» предполагает поступление денег от клиентов через интернет-эквайринг на счет ООО «Эвитерра Трэвел» в ОАО «Промсвязьбанк».
  4. ООО «АВИА ЦЕНТР» не имеет никакого отношения ни к собственникам и менеджерам ООО «Эвитерра трэвел», ни к организации данной схемы по перечислению денег от клиентов, ни к  любым другим взаимоотношениям между  ООО «Эвитерра трэвел» с  его клиентами. Все договорные отношения клиент имеет исключительно с ООО «Эвитерра Трэвел».
  5. ООО «АВИА ЦЕНТР» не аннулировал ни одного билета, деньги за которые поступили в ООО «АВИА ЦЕНТР». АВИА ЦЕНТР неукоснительно выполняет свои обязательства
  6. ООО «АВИА ЦЕНТР» не несет никакой ответственности по сделкам между ООО «Эвитерра Трэвел» и клиентами данного интернет магазина. Клиенты, пострадавшие от деятельности ООО «Эвитерра Трэвел» должны обращаться за возвратом денег в ООО «Эвитерра Трэвел» или в банк эквайр».

Днем позже, 7 января на сайте Eviterraтакже появился официальный комментарий, в котором компания называет действия «Авиа Центра» неправомерными:

«В первую неделю 2014 года мы столкнулись с массовым аннулированием оформленных билетов, незаконно произведенным нашим основным партнером по продажам ООО «АВИА ЦЕНТР».

В рамках переговоров руководство «АВИА ЦЕНТРА» ссылалось на имеющуюся у ООО «Эвитерра Трэвел» задолженность по авиабилетам, оформленным в последнюю неделю декабря. При этом «АВИА ЦЕНТР» проводил возврат билетов, оформленных и полностью оплаченных еще с августа. По нашему мнению, эти действия были неправомерны, поскольку противоречат существующим правилам авиаперевозок: независимо от финансовых взаимоотношений между сторонами по оформлению билетов, возврат билетов не может быть произведен без согласия пассажира. Тем не менее, многие пассажиры не смогли вылететь по купленным билетам между 1 и 5 января.

Последовавший кризис вынудил нас приостановить продажу новых билетов впредь до разрешения конфликта. В то же время, мы пытаемся донести свою позицию до заинтересованных сторон. 5 января ООО «АВИА ЦЕНТР» объявило о намерении восстановить билеты с датой вылета с 6 по 11 января. Насколько нам известно, часть билетов действительно восстановлена, хотя отдельные претензии от пассажиров, чей вылет не состоялся 6 января, продолжают поступать. В настоящее время ООО «АВИА ЦЕНТР» обещает восстановить аннулированные билеты с датой вылета по 19 января включительно. Мы приветствуем это решение.

Самостоятельно проверить действительность билетов можно по адресу: www.checkmytrip.com (вам понадобится номер бронирования, указанный в полученной маршрутной квитанции и фамилия пассажира).

Ввиду того, что у нас нет точных данных о возвращенных и восстановленных билетах, мы в ближайшее время сделаем все возможное, чтобы получить такую информацию и уведомить наших пользователей о порядке действий».

Эксперты пока не берутся делать выводы об однозначной правоте той или иной компании. «Формально, ответственность в данном случае несет авиакомпания, которая обязана посадить пассажира на рейс при наличии авиабилета. Однако здесь есть свои нюансы. Аннуляцию произвела не авиакомпания, а один из агентов. Кто именно – решить может только суд, но не думаю, что до этого дойдет», - рассуждает один из экспертов, пожелавших сохранить анонимность.

Ждать компенсации от банка Eviterra, также не приходится. «Промсвязьбанк», осуществлявший услуги эквайринга, поспешил опровергнуть появившиеся в СМИ слухи о готовящемся возврате средств пострадавшим от деятельности Eviterra. Как указывается в сообщении «Промсвязьбанка», «о невозможности новых операций с начала 2014 года по договору банк предупредил компанию заранее». Таким образом, туристы не могут рассчитывать на компенсацию со стороны банка.

К сожалению, все это не дает четкого представления о том, каким образом поступить пострадавшим туристам. В экспертном сообществе и социальных сетях мнения разделились: некоторые считают, что есть смысл подождать разрешения ситуации («Может, выплывут?»), другие спешат судиться.

Ранее, комментируя ситуацию в СМИ, Сергей Богачев предлагал «всем клиентам, купившим билеты на сайте eviterra.com и еще не воспользовавшимся ими, срочно обратиться в свои банки с запросом на «чардж бэк» по услуге, которая им не была предоставлена. В этом случае люди гарантировано вернут себе свои деньги».

Опрошенные «Вестником АТОР» эксперты авиарынка также склоняются к этому варианту. Вторым шагом может стать обращение в суд. В процессуальном порядке пострадавшие могут взыскать с ответчика (или ответчиков) компенсацию за оплаченные наземные услуги в стране назначения.