29 марта, пятница
 
 

Краснодарский край VS Крым

В этом году турпоток в Краснодарский край должен вырасти примерно на 15-20%, прогнозируют туроператоры. Крым примет около 50% своего прошлогоднего потока российских туристов. «Вестник АТОР» выяснил, каким будет сезон для обоих черноморских направлений.

Объединение брендов

В преддверии сезона туроператоры в сфере внутреннего туризма прогнозировали, что наступающий сезон будет для Сочи очень удачным, но не показательным. Так, прошедшая Олимпиада (и обновившийся Сочи) стала одной из мотиваций посещения туристами региона. Но в следующем году ажиотаж уже может снизится.

Такие прогнозы строились до того момента, когда была запущена активная реклама нового для внутреннего туризма направления – Крыма. На высшем уровне туристические потоки Краснодарский край и Крым были условно разделены на небюджетные и бюджетные соответственно. Это разделение не поддерживается туроператорами, которые подчеркивают, что бюджетный отдых, как и сегмент класса «люкс» есть в обоих регионах.

В связи с активной рекламой крымского направления в СМИ заговорили о соперничестве Крыма и Краснодарского края в предстоящем сезоне. Регионы же решили сделать «ход конем», объединив свои усилия по продвижению. Уже на выставке  MITF, которая недавно прошла в Москве, оба региона были представлены единым стендом. Министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко подтвердила «Вестнику АТОР», что Краснодарский край и Крым будут сотрудничать. «Так как конкуренция – это некая борьба, «перетягивание каната», она никогда не приводит к положительному результату. Тем более, когда мы - субъекты единого большого государства. Выход только в одном – это создание единого туристического продукта. Я думаю, что все согласятся, что тот потенциал, которым располагает Сочи – это потенциал, которого нет в Крыму. Но в Сочи нет того культурно-исторического и природно-климатического потенциала, который есть в Крыму. Поэтому будет правильным объединить усилия, наш совместный потенциал и сделать так, чтобы на выходе получился единый туристический продукт», - отметила г-жа Юрченко. По ее словам, Крым и Краснодарский край подготовят совместные туристические маршруты, турпакеты, виды туризма. «Необходимо время, чтобы мы все разработали и презентовали», - пояснила она.

Краснодарский край

Олимпийская стройка в Сочи длилась примерно пять лет. Все это время турпоток в регион неизменно падал, констатируют туроператоры. «В этом году впервые наблюдается обратная динамика. Мы видим значительный рост интереса туристов к центральному Сочи. Большую роль в выборе направления играет любопытство. К нам поступает много запросов на экскурсии по олимпийским объектам», - отмечет руководитель направления Сочи компании «Астравел» Светлана Коняшкина. Тем не менее, ТОП наиболее популярных курортов Краснодарского края в этом году не изменился, говорит коммерческий директор «Алеана» Оксана Булах. На первом месте располагается Анапа, далее следует Сочи, Геленджик и Туапсинский район. В целом, по курортам Краснодарского края туроператоры наблюдают рост на уровне 15-20%. Стоимость отдыха в Краснодарском крае в этом году осталась практически на прошлогоднем уровне. Максимальное удорожание составляет не более 10%.Наибольшим спросом пользуются уже известные туристам, популярные отели. Новые объекты размещения установили ценник соответствующий их звездности и пользуются намного меньшим спросом. «Стандартные номера в отелях 5* в среднем стоят 7-8 тысяч рублей в сутки, поэтому загрузка по ним значительно меньше, чем по другим объектам размещения в регионе», - отмечает Светлана Коняшкина. Кроме того, не все новые объекты соответствуют ожиданиям туристов, желающих отдохнуть на морском курорте. Многие новые отели подходят, скорее, для бизнес-туристов, приезжающих в город с короткими визитами. Туристы же ищут в отеле инфраструктуру – выход на пляж, бассейн. Спрос на такие отели постепенно формируется. Средняя стоимость недельного тура в Краснодарском крае в июне составляет 10-16 тысяч на человека без перелета.

Стоит отметить, что после Олимпиады у объектов размещения в Сочи появилось важное преимущество – они были классифицированы. Таким образом, туристам стало проще ориентироваться в объеме сочинского наземного предложения.

Тарифы авиакомпаний на лето тоже не изменились, но это, скорее, минус для направления. Если перевозка в Крым будет субсидироваться, а авиакомпании, летающие из Москвы и Санкт-Петербурга, самостоятельно снижают цены по поручению высших органов власти, Краснодарскому краю на такие льготы не приходится рассчитывать. В среднем, на текущий момент прилететь в Сочи можно за 9-11 тыс. рублей. В Анапу – 12-14 тысяч. «Главной проблемой, сдерживающей турпоток в Сочи, остаются очень высокие цены на авиарейсы и недостаточное их количество. Этим летом прямым сообщением олимпийская столица будет связана с 30 городами. Остальные туристы вынуждены добираться до курорта с пересадкой в Москве», - сообщают в администрации города.

В качестве одной из мер снижения цен в Сочи предлагают создать фонд компенсаций недозагрузки самолетов при формировании регулярный и чартерных рейсов в направлении этого города. «Субсидирование рисков и расширение географии полетов отразится на стоимости авиаперевозок, что в свою очередь повысит конкурентоспособность туристического продукта», - отметил начальник управления курортов и туризма администрации Сочи Алексей Грачев.

Отметим, что по данным администрации Сочи, в прошлом году курорт посетили 3,8 млн организованных и неорганизованных туристов. Всего в Краснодарском крае в прошлом году побывало около 11,5 млн туристов.

Республика Крым

Турпоток в Крым упал и вряд ли достигнет показателей прошлого года. По данным местного Минтуризма, всего полуостров за 2013 год посетило около 5,8 млн человек. Доля Украины в этом турпотоке составила 66%, России – 26,1%, а Беларуси – 4%. Украинского потока в Крым в этом году практически не будет, поэтому российские власти прикладывают все усилия для популяризации Крыма в российских городах и, как следствие, сохранении потока.

Эффект от популяризации Крыма заметен. Учитывая «смазанное» начало сезона, в этом году Крым и Севастополь примут около 50% прошлогоднего российского турпотока, но уже сейчас во многих компаниях отмечают, что количество ежедневных заявок от туристов приблизилось к прошлогоднему уровню. Правда, далеко не все эти заявки превращаются в реальные бронирования. Обращаясь в туркомпании, туристы ищут дешевое размещение и перевозку, но туроператоры пока не могут предложить им обещанный властями продукт.

В конце прошлой недели Росавиация сообщила, что ведомство начало заключать договоры с авиакомпаниями на выполнение субсидированных рейсов в Крым из 17 российских городов. В списке перевозчиков значатся «Ак Барс Аэро», «Алроса», «Нордавиа», «Ред Вингс», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Якутия» и «Ямал». Процедура будет длиться до 1 июня, когда начинает действовать программа субсидирования. Тогда же станет понятно, какие из этих перевозчиков откуда будут летать в Симферополь и с какой частотой. В программу субсидирования не включены Москва и Санкт-Петербург. Здесь «Аэрофлот», «Россия», «Трансаэро», «Ред Вингс» и «Вим-Авиа» самостоятельно снижают стоимость билетов. Цена – от 5 тысяч рублей. Однако такие дешевые билеты в мае очень быстро закончились.

Опрошенные «Вестником АТОР» туроператоры сообщили, что готовы контрактовать региональную перевозку. Но уже сейчас ни о каком раннем бронировании речи не идет – слишком поздно поступила информация об авиакомпаниях. К слову, туроператоры прогнозируют, что из-за такого сдвига продаж, в этом году пик бронирований продлится до конца июля, а не июня, как это обычно бывало по Крыму.

Помимо самолетов, в Крым можно приехать по железной дороге и по единому билету.

Несмотря на низкую загрузку, цены на размещение в Крыму не снижаются. А в некоторых случаях – увеличиваются в ожидании миллионов российских туристов. В компании «Мультитур» отмечают, что вплоть до мая некоторые крымские отельеры продолжали «играть с курсом». Например, вместо официального 3,1 рубля, отельеры выставляли стоимость гривны на уровне более 4-х рублей. Другие компании и вовсе переходили на доллар. Напомним, что с июня Крым планирует полностью отказаться от гривны. Туристам, планирующим свой отдых в Крыму этим летом, следует приезжать в регион только с наличными деньгами – карты пока нигде не принимаются.

Туроператоры уверены, что заполняться в Крыму будут, в первую очередь, те объекты, которые предложат туристам оптимальное соотношение цены и качества. А уже к июлю многие отели и санатории начнут снижать цены. Сейчас средний чек туров в Крым не отличается от краснодарского – около 10-16 тысяч рублей на неделю без перелета.

Что ищут туристы

«Мы отмечаем, что туристы все больше ищут бюджетные варианты размещения. При этом постепенно размывается средний сегмент, который переходит в категорию «эконом». Сегмент «люкс» практически не претерпел изменений», - говорит Светлана Коняшкина. Кроме того, по ее словам, если раньше отдыхающие в равной степени бронировали туры продолжительностью 7-10-12-14 дней, то сейчас наибольшей популярностью пользуются 10-дневные программы.

В «Алеане» не отмечают изменений в ценовых предпочтениях туристов. «Но выросла требовательность туристов к соотношению цены и качества, объему получаемых услуг в объекте размещения. Клиент хочет покупать не просто размещение, койку для ночлега, он хочет приобретать сформированный продукт, который включает в себя полный набор опций и сервисов для комфортного отдыха: бассейны, спортплощадки, развлекательные анимационные мероприятия, прокат велосипедов и роликов, интернет и т.д.», - говорит Оксана Булах. Таким образом, становится все более очевидной тенденция поиска россиянами на своих курортах уровня сервиса, предлагаемого зарубежными отельерами.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР