19 июня, среда
 
 

Дорабатывать закон будут в промежутке между чтениями

Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству и Комитет по финансовому рынку рекомендуют принять в первом чтении законопроект, усиливающий ответственность участников туристического рынка. Правда, оба комитета предлагают серьезно доработать документ перед принятием во втором чтении. Одной из новелл может стать саморегулирование на туристическом рынке.

На сайте Госдумы опубликованы заключения двух комитетов относительно законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации». Оба комитета рекомендовали законопроект к принятию в первом чтении. Однако оба – не безоговорочно. Над документом еще предстоит серьезно поработать.

В Комитете по экономической политике согласились с рядом положений проекта. Речь в частности идет об установлении  требований к деловой репутации руководителей туркомпании, введении электронной турпутевки, требования к авиакомпании по возврату своих пассажиров на родину, разграничении ответственности агента и оператора и т.д.

Одно из основных замечаний Комитета касается необходимости введения на рынке саморегулирования. «Нам предстоит серьезная доработка документа ко второму чтению. И прежде всего в вопросе создания саморегулируемого туристического института (СРО). Полагаю целесообразным закрепить в законе положения об основах саморегулирования в сфере туристской деятельности. СРО позволит турфирмам при взаимоотношениях с крупными компаниями на рынке выступать не в качестве отдельных субъектов, а единым сообществом», - считает глава Комитета Игорь Руденский. По его мнению, введение СРО в туристкой деятельности позволит минимизировать риски для участников отрасли и устранит с рынка недобросовестных конкурентов.

В Комитете не согласны и с рядом других положений законопроекта. В частности, в Комитете считают, что институт фингарантии изжил себя и более не является эффективным. «При доработке текста законопроекта ко второму чтению вместо положений, регулирующих вопросы финансового обеспечения, целесообразно предусмотреть возможность возмещения убытков туристов, причиненных неисполнением обязательств туроператором в связи с приостановкой его деятельности, из средств Фонда персональной ответственности туроператора, или вернуться к идее обязательного оформления расширенной страховки, включающей банкротство туроператора, за счет туриста», - говорится в заключении Комитета.

Отчисления в фонд персональной ответственности в размере 100 рублей с туриста, исходя из показателей прошлых лет, представляются избыточными. «Размер Фонда персональной ответственности туроператора должен быть установлен в сумме, достаточной для покрытия необходимых расходов, и не более того», - считают в Комитете. В Комитете напомнили, что авиакомпания, согласно проекту, должна в любом случае вернуть туристов с мест отдыха, а значит, нет необходимости «консервировать» средства на эти цели.

Еще одна спорная новелла – «исключение из Единого федерального реестра туроператоров, в случае если количество туристов в сфере выездного туризма за предыдущий год будет на 10 и более процентов выше уточненного прогнозного показателя предыдущего года». В Комитете считают это положение нереализуемым на практике. «Комитет полагает, что для достижения поставленных законопроектом целей экономически обоснованным и достаточным является закрепление обязанности туроператоров выездного туризма формировать фонд персональной ответственности в размере 100 руб. с каждого туриста,  исходя из прогнозных показателей о количестве турпродуктов, запланированных к реализации в следующем году, с обязательной корректировкой прогнозного показателя не реже 1 раза в 6 месяцев», - говорится в заключении.

Остальные замечания Комитета относятся к рынку туристических агентств. Речь идет об осуществлении агентской деятельности от имени и по поручению туроператора и об отсутствии всякого регулирования этого сегмента рынка в проекте. Эти предложения  в совокупности лишь ослабляют защиту прав потребителей, поэтому требуют доработки.

У Комитета по финансовому рынку также есть претензии к тексту проекта. Например, предлагается исключить положение о добровольном страховании рисков туристов. Во-первых, такая возможность у туристов итак есть, а во-вторых, «такая запись может привести к навязыванию туристам дополнительных услуг со стороны недобросовестных туроператоров и турагентов», говорится в заключении.

Комитет также предлагает доработать ряд статей с целью устранения юридических коллизий и несоответствий. Речь идет о возмещении резервного фонда «Турпомощи» за счет фингарантии, исключении из проекта положения о ненадлежащем исполнении туроператором своих обязательств и т.д.

Комитета по финансовому рынку считает необходимым отдельно проработать вопрос по фингарантиям. В законопроекте содержится требование увеличить размер финансовой ответственности туроператоров, при этом  предлагаемая величина фингарантии никак не обосновывается. «Вместе с тем, в пояснительной записке не содержатся какие-либо расчеты, касающиеся  реальной емкости страхового рынка России, а также возможности принятия на себя страховыми организациями возросших обязательств.  Кроме того, в законопроекте никак не решена существующая на практике проблема несоответствия финансового положения страховых организаций и принимаемых ими на себя обязательств по договорам страхования ответственности туроператора, что дискредитирует саму идею страхования», - говорится в заключении.

В целом текст законопроекта нуждается в редакционной и юридико-технической доработке. Комитет рекомендует принять текст проекта в первом чтении с учетом его доработки ко второму чтению.

Надо отметить, что в своих предложениях и замечаниях к законопроекту, которые были направлены в Госдуму, АТОР также указывала на необходимость серьезной доработки целого ряда пунктов, основные из которых –  ответственность туроператора перед потребителем, деятельность турагентств, создание информационной базы электронных путевок и др.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР