Дмитрий Горин: «Я хочу реализовать в железнодорожном проекте опыт по консолидации рынка, накопленный в «Инне-тур»

У операторов всегда были проблемы с железнодорожной перевозкой. Операторы по внутреннему туризму вообще оставили попытки выстроить цивилизованные отношения с железной дорогой и наладили свои каналы покупки билетов. В ближайшем будущем все изменится: «РЖД-тур» выступит консолидатором на рынке железнодорожных перевозок. Операторы смогут покупать билеты для своих клиентов на чартерные поезда и в прицепные вагоны. О том, как это будет выглядеть на практике, рассказывает генеральный директор «РЖД-тур» Дмитрий Горин.

_ Дмитрий, «РЖД-тур» существует уже три года, но для операторов ничего пока не изменилось.   К сожалению, отсутствие коммерческого взаимодействия МПС и туроператоров не позволяли этому ведомству работать с туркомпаниями, что значительно сдерживало развитие железнодорожного туризма. Благодаря развитию чартерных программ, авиаперевозки составляли мощную конкуренцию железнодорожным, если говорить о выездном туризме. А на внутреннем рынке набрали силу более экономичные автобусные туры и круизы. ОАО «РЖД», созданное семь лет назад, начало планомерное реформирование железнодорожной отрасли. За прошедшие годы были вложены значительные ресурсы в обновление железнодорожного подвижного состава, что поспособствовало выводу на рынок продаж чартерные поезда, категории «люкс» и “премиум”, частных поездов, улучшение сервисных услуг. Три года назад специально для развития железнодорожного туризма была создана «РЖД-тур». За этот период компания прошла этап подготовки к выходу на рынок: был сделан анализ рынка и выявлена его емкость, изучены возможности железной дороги, разработан бизнес-план. Наша задача в ближайшей перспективе возродить железнодорожный туризм.   _ Что для этого надо делать?   _ «РЖД-тур» выступит консолидатором на рынке железнодорожных перевозок. Если на рынке авиаперевозок пул консолидаторов на каждом направлении сложился, то на железной дороге компании, которая бы взяла на себя риски, не было. Мы будем арендовать целые поезда, прицеплять вагоны, возможно, у нас будут свои поезда, акционеры «РЖД-тур» вполне могут проинвестировать восстановление и постройку поездов и ввод их в эксплуатацию, предлагая операторам блоки мест на выгодных условиях. Дважды в год мы будем проводить договорные компании. Так, уже на прошлый новый год «РЖД-тур» поставила 56 дополнительных поездов в Чехию, Прибалтику, Финляндию и по России. В этом году мы ставим 86 новогодних поездов, договорная компания заканчивается в начале сентября. Сейчас мы проводим анализ ситуации на внутреннем рынке, и на осенней выставке представим специализированный операторский продукт «РЖД-тур»: предлагая широкий спектр от туров на уик-энды и новый год до организации корпоративных туров в сегменте бизнес трэвел. В наших планах организация спецпоездов на маршруты «ночной доступности», Санкт-Петербург, Киев, есть интерес к Самаре и Казани. У РЖД есть новый поезд «Александр Невский», который вполне может конкурировать с частными поездами, как на транссибирских маршрутах, так и на коротких. Конечно, в первую очередь мы будем задействовать поезда, принадлежащие РЖД, но мы также планируем более активно предлагать, хорошо апробируемый нашими продажам, продукт поезда «Золотой Орел». В летний период поезд осуществляет туры по Транссибу, а в остальное время будем использовать его для корпоративных и туристических поездок. В нашем арсенале возможность использования большого парка специализированных вагонов повышенной комфортности, позволяющие организовать полноценный туристический пакет. У нас есть ретро поезд, на котором можно организовывать поездки на недалекие расстояния, по маршрутам Подмосковья и ближайших областей. На этом поезде можно развивать, в том числе, и школьный групповой туризм.   _ Создание структур типа «РЖД-тур» всегда пугает рынок. РЖД _монополист железнодорожных перевозок, «РЖД-тур» _ монопольный консолидатор. К тому же вы собираетесь вывести на рынок собственные операторские программы. Велика вероятность, что «РЖД-тур» получит серьезные конкурентные преимущества.   _ Хочу подчеркнуть, что «РЖД-тур» - аффилированная компания, но не «дочка» РЖД. Мы ни в коем случае не собираемся повторить историю с «Миром «Аэрофлота» или «Аэрофлот Тур Групп». Компания не заинтересована в вытеснении других операторов. Наоборот, в одиночку мы не сможем формировать прицепные вагоны и арендовать поезда. Моя задача в «РЖД-тур» выстроить отношения с туроператорами. Да и брать риски только на себя сложно. Поэтому мы намерены заключить с конкретными операторами соглашения о стратегическом партнерстве для формирования совместных долгосрочных программ. Сейчас идут переговоры с «Интуристом», «Инна-тур», «Капитал тур», “КМП-Групп”. Все операторы, без исключения, смогут брать блоки мест. Как в авиации конкуренты летают в одном самолете, так же они будут сконсолидированны в совместных поездах. Я хочу реализовать в железнодорожном проекте опыт по консолидации рынка, накопленный в «Инне-тур».   _ Объемы в Финляндию или в Санкт-Петербург позволяют формировать поезда и прицеплять вагоны, но как быть с такими экскурсионными направлениями выходного дня, как Нижний Новгород или Псков. Туры туда не продаются заранее, оператор не возьмет блок мест на гарантию.   _ В сентябре мы будем обсуждать варианты с операторами по внутреннему туризму, определим емкость каждого направления, чтобы уже этой зимой начать работать. Один вагон - это всего 36 мест. Думаю, в тот же Нижний Новгород операторы сообща загрузят его. По чартерным поездам и прицепным вагоном мы можем переоформить билет за 20 минут до отправления поезда. К тому же прицепной вагон _ это не чартерный рейс. Его легко можно и отменить, и перевести заказ в разряд группового билета по обоюдному согласию сторон исходя из экономической целесообразности.   _ С групповыми билетами и предварительным бронированием как раз и были проблемы у операторов. А обычных билетов может и не быть.   _ Управление ресурсом мест также входит в нашу компетенцию. Этим вопросом занимается отдел логистики и пассажирских перевозок нашей компании. Есть у нас и ресурс бесфамильных бронирований.   _ «РЖД-тур» имеет возможность пользоваться ресурсом РЖД. А могут ли операторы рассчитывать на вашу помощь в случае возникновения проблем с железнодорожными перевозками?   _ Мы постараемся решать проблемы, которые есть у операторов, в том числе и у членов АТОР, как компания, возглавляющая комитет по железнодорожному туризму. Так, когда внезапное изменение тарифов коснулось компаний, которые занимаются приемом, именно «РЖД-тур» и АТОР инициировали диалог с ОАО РЖД, в результате чего было достигнуто соглашение, по которому для иностранных туристов тарифы были сохранены неизменными до декабря 2008 года.