Комитет по импортозамещению предложил регионам алгоритм создания и продвижения туристских маршрутов

Расширенное заседание Комитета по импортозамещению состоялось 15 декабря в рамках III Санкт-Петербургского международного туристского форума. Модератором выступила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

Мероприятие вызвало большой интерес у участников Форума, собрав на одной площадке руководителей туристических комитетов, департаментов и управлений различных российских регионов, представителей турбизнеса, специалистов региональных ТИЦ и СМИ.

Подведены первые итоги

Представляя аудитории первые итоги работы Комитета по импортозамещению, Майя Ломидзе рассказала, что свои маршруты для туроператоров прислали 32 региона, получив в ответ на свои заявки и предложения обратную связь и необходимые рекомендации. Работа над этими маршрутами продолжается. Есть и те регионы, от которых Комитет ответов не дождался: это Москва, Санкт-Петербург, Астраханская область, Республика Башкоркостан, Забайкальский край, Краснодарский край, Смоленская, Самарская и Тюменская области, в частности, Тобольск.

Среди активных регионов исполнительный директор АТОР отметила Архангельск, Бурятию, Белгород, Ярославскую и Калужскую области.

Майя Ломидзе рассказала о первом тест-туре, состоявшемся по одному из пяти маршрутов, одобренных на предыдущем заседании Комитета. Туроператоры проехали по маршруту «Калуга. Точка отсчета» по территории Калужской области. «Произошло самое главное, то, ради чего все затевалось. Этот маршрут готов, и туроператоры готовы его включать в свои каталоги и продавать. Важно и то, что цена весьма демократичная – всего 4,5 тыс. рублей на человека на два дня с размещением, питанием и экскурсиями», – подчеркнула г-жа Ломидзе.

По ее словам, АТОР содействует продвижению готовых маршрутов и проекта в целом. «По сути, мы уже начали продвижение этих маршрутов», – сообщила г-жа Ломидзе. На сайте Ассоциации публикуются материалы, оповещающие туристическое сообщество обо всех деталях работы над маршрутами. Кроме того, на сайте АТОР создан отдельный раздел Импортозамещение, где будут выложены все протоколы, новости по теме, а также все маршруты, отобранные и протестированные туроператорами. Также маршруты будут размещены на сайте АТОР и в информационном разделе для туристов.

Как сообщила Майя Ломидзе, на очереди тестирование очередных маршрутов: 17 декабря состоится поездка экспертов в Тулу, в январе 2016 года запланированы аналогичные визиты в Пензенскую и Новгородскую области.

Проблемы и пути их решения

При формировании маршрутов Комитет сталкивается с рядом проблем, которые можно назвать общими. Некоторые регионы прислали много маршрутов, например, 9 вместо требующихся 2-3. В короткий срок протестировать все их попросту невозможно.

Гораздо более серьезная проблема состоит в том, что многие туры блестяще сформированы администрациями регионов, но без привязки к местным туроператорам. Майя Ломидзе подчеркнула, обращаясь к региональным руководителям профильных ведомств, что этих туроператоров надо найти, должна быть грамотная принимающая сторона, без этого нереально обеспечить объемы турпотока.

Обратная проблема – когда на рассмотрение Комитета поступают маршруты, сформированные только местными туроператорами, без поддержки региональных администраций. Однако, и это приведет к торможению реализации маршрутов: проблемы инфраструктуры, дополнительного строительства, транспортной логистики невозможно решать без активного содействия властей на местах.

Для того, чтобы регионы и местные туроператоры избежали в будущем подобных ошибок, Майя Ломидзе представила подробный алгоритм взаимодействия регионов с Комитетом. Сначала необходимо выбрать маршрут – это должно быть совместное творчество администрации и туроператоров в соответствие с ТЗ, сформулированным Комитетом. Готовый проект следует отсылать в отдел координации проектов АТОР, который производит оценку и корректировку маршрута. Затем идет рассылка проекта маршрута экспертам, туроператорам (не обязательно – только членам Комитета). Те дают свои рекомендации, Комитет отправляет эту информацию в регионы, авторам маршрутов. Финальный этап – тестирование: в регион приезжают эксперты, которые проходят весь маршрут, оценивают время в пути, логистику, питание, размещение, экскурсии. По итогам тест-тура маршрут поступает в продажу, туроператоры включают его в свои каталоги.

По словам одного из руководителей АТОР, почти на каждом из этапов алгоритма работы с Комитетом у регионов возникают трудности. Много времени уходит на корректировку, сроки подачи заявок затягиваются, как и внесение изменений. Серьезной проблемой является то, что зачастую в регионах не имеют возможности принять экспертную группу, в бюджетах не предусмотрены средства на прием экспертов и предоставление им транспорта. Этот вопрос региональным властям можно было бы решить в сотрудничестве с местными туристическими компаниями, привлечь одного или нескольких туроператоров, которые заинтересованы в дальнейшем партнерстве с федеральными туроператорами-экспертами. Таким образом, бюджет на прием экспертов будет частично перераспределен между регионом и бизнесом.

Напомним, что у регионов есть возможность пригласить экспертов Комитета для проведения семинара по формированию и продвижению маршрутов. Так, например, по приглашению министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха, эксперт Комитета по импортозмещению Ирина Петрова провела семинар для представителей турбизнеса Якутии на тему «Формирование туристических маршрутов, которые могут быть включены в федеральные брендовые маршруты под единым брендом «Время отдыхать в России».

«У регионов есть возможность пригласить экспертов для проведения семинара по формированию и продвижению маршрутов»

Майя Ломидзе подчеркнула необходимость сотрудничества федеральных туроператоров с местными туристическими компаниями. «Бытует расхожее мнение, что «сейчас придут федералы и наши местные маршруты «подомнут» под себя», отодвинув местных туроператоров. Это миф, не соответствующий действительности. Нет ни одного федерального туроператора, который стремился бы сам, во всех 80-ти с лишним регионах России, заниматься логистикой, переговорами с объектами размещения и т.д. Всем нужен местный партнер. Так туроператоры работают на международном рынке, так они планируют работать и в России. Поэтому наличие в регионах местных туроператоров – это ключевой, жизненно важный вопрос».

Продвижение – ключ к успеху

Майя Ломидзе подробно остановилась на вопросе продвижения маршрутов. Она рекомендовала несколько иначе использовать в рамках ФЦП бюджет статей, связанных с продвижением. «В 95% случаев бюджет используется для проведения конференций, круглых столов, воркшопов, которые по своей контентной и идеологической составляющей не способствуют продвижению региона и маршрутов», – заявила она. Майя Ломидзе также напомнила, что можно активно сотрудничать и с ТИЦ, которые также заинтересованы в привлечении туристов.

Продвижение маршрутов – ключевой момент для успешной работы. По оценке АТОР, в среднем в регионе РФ, без учета транспортной составляющей, турист тратит от 3,5 до 4,5 тыс. рублей в день. «Это реальные деньги, которые остаются в регионе. Но их нужно привлечь, нужно привлечь туриста», – говорит Майя Ломидзе. По ее мнению, регионам стоит вписаться в проект социальной рекламы «Время отдыхать в России». «Есть возможность сделать эту рекламу более осмысленной, вместо названия региона давать название конкретного маршрута. Например – «Калуга. Точка отсчета», или – «Повесть временных лет», с указанием городов, по которым проходит маршрут. Пусть это маленький, но шаг, чтобы название маршрута продвигалось», – заявила она.

«В среднем в регионе РФ, без учета транспортной составляющей, турист тратит от 3,5 до 4,5 тыс. рублей в день. Это реальные деньги, которые остаются в регионе. Но их нужно привлечь, нужно привлечь туриста»

Также один из руководителей АТОР обратил внимание собравшихся на важность работы с турагентами. Сегодня регионы этого практически не делают. «Не проводятся семинары, не делаются ознакомительные туры. Нужно возить и возить. Чем больше вы им покажете регион, тем больше будут продавать», – сказал эксперт.

Уделили внимание участники заседания Комитета и такой немаловажной составляющей, как бюджет на продвижение. Майя Ломидзе считает: чтобы привлечь «чистый» миллион туристов, тех, кто купит туроператорский пакет, в год нужно не менее 300-500 тыс. рублей. Эксперты АТОР готовят специальный семинар для администраций на тему «Как правильно составить и потратить бюджеты на продвижение и оценить отдачу». Семинар пройдет в марте, на одной из крупных выставок – MITT или Интурмаркете, в зависимости от того, где будут больше присутствовать регионы. Эксперты АТОР предлагают регионам присылать свои вопросы к семинару на адреса ator@atorus.ru и lyamutova@atorus.ru с пометкой «Вопросы к семинару». Координатор Комитета по импортозамещению и внутреннему туризму Любовь Ямутова (+7 495 660 0714).

Обмен опытом

Александр Львов, заместитель генерального директора «РЖД Тур», рассказал об успехах железнодорожного маршрута «Великий чайный путь», ориентированного на китайского туриста. Проект в пилотном варианте начался летом этого года. Из Маньчжурии, через Читу в Иркутск и обратно, был запущен туристический поезд, который проходил по территории трех регионов – Забайкальского края, Бурятии и Иркутской области. В данный момент к проекту подключились Красноярский край, Новосибирск и готов участвовать Алтайский край. Нашелся и авиаперевозчик – «Уральские авиалинии», который открывает субсидированный китайским правительством авиарейс из Харбина в Читу. Сегодня в «РЖД Тур» работают над привлечением к проекту еще одного отечественного перевозчика.

Программа тура «Великий чайный путь» рассчитана на 10 дней, по 2 дня пребывания в каждом из городов маршрута. Как планируется, в марте 2016 года пройдет инфотур для российских и китайских туроператоров, который займет 12-14 дней. Практически сразу после его завершения предполагается начать продажи данного турпродукта. Китайскому туристу такая поездка обойдется от 9 тыс. юаней (1390 долларов США), с проживанием в отелях не ниже 3*. В эту цену включено не менее 20% комиссии.

Ольга Санаева, член Координационного совета по детскому туризму Московской области, представила туристический потенциал региона. Эксперт отметила, что в результате позитивного сотрудничества администрации области и туроператоров созданы два маршрута. Один рассчитан на два дня и предполагает посещение г. Чехов, Зарайского Кремля, Коломны, где туристы будут размещаться на ночевку, а также г. Гжель. «Этот маршрут сочетает в себе все, что интересно туристу – есть что посмотреть, где поесть и чем вдохновиться», – отметила Ольга Санаева. По ее словам, стоимость такой поездки составит 6-7 тыс. рублей с учетом расходов на транспорт. Второй маршрут, «Подмосковные истории», рассчитан на три дня и особенно подойдет туристам из далеких регионов, которые хотят посмотреть и Москву и центральные регионы.

Также в рамках заседания Комитета состоялась презентация карельского города Сортавала, который в этом году стал официальной новогодней столицей России-2016. Как рассказал и.о. министра культуры Карелии Алексей Лесонен, программа праздничных мероприятий продлится с 28 ноября до 15 января 2016 года. Всего запланировано около 70 мероприятий.

В заключении всех участников заседания пригласила в Тверь на гастрономический фестиваль Ирина Шереметкер, президент Ассоциации туризма Тверской области. Мероприятие пройдет 23 декабря, оно призвано показать взаимодействие местных производителей продуктов питания с местной индустрией питания и туроператорами, чтобы активнее развивать в регионе гастрономический туризм.