19 апреля, пятница
 
 

«Турпомощь» трактует новый закон о туризме по-своему

Руководитель объединения «Турпомощь» Александр Осауленко выступил с неожиданным заявлением: «С 1 января 2017 года те компании, которые не вступили в реестр, не будут продавать туры туроператоров, даже если между ними есть договорные отношения». По мнению юристов, это заявление не соответствует букве закона.

Слова главы «Турпомощи», сказанные на первом всероссийском турагентском конгрессе, проходящем в Сочи, приводит официальный сайт Ростуризма. Новый закон о туризме, который вступит в силу с 1 января 2017 года, не содержит условий, которыми г-н Осауленко мог бы подкрепить свое заявление.

Напомним, что в законе нет нормы, обязывающей агентства вступать в реестр при «Турпомощи», и уж тем более – в законе нет санкций за то, что турагентство в реестр не вступает. «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента», говорится в Законе. Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором». Также турагент, согласно Закону, обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.

Что касается туроператоров, закон предусматривает, что только туроператоры в сфере выездного туризма обязаны уведомлять объединение о своих контрагентах: «Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, представляют в объединение туроператоров в сфере выездного туризма сведения о турагентах, с которыми у них заключены договоры, в порядке, утвержденном общим собранием членов данного объединения туроператоров».

«Участие агентства в реестре выступает подтверждением его добросовестности и профессиональной работы в сфере туризма. При включении в реестр агентство должно в обязательном порядке представить о себе комплекс сведений и документальных подтверждений своих договорных отношений с туроператорами, что в комплексе обеспечивает гарантии надежности для потребителей», – цитирует Олега Сафонова сайт Ростуризма.

Однако, в отраслевом законе, принятом и подписанном Президентом РФ в марте этого года, нет ни слова ни о добровольном реестре при «Турпомощи», ни об обязательном. Как поясняет руководитель Правовой службы АТОР Надежда Ефремова: «Туроператоры, согласно новому закону, должны будут передавать в «Турпомощь» списки турагентских компаний, с которыми у них заключены договоры, а объединение обязано бесплатно (!) публиковать их на своем сайте. Очевидно, что эти многочисленные списки будут похожи один на другой, ввиду того, что один турагент имеет договоры как минимум с 10 туроператорами, чтобы иметь ассортимент предложений для туриста. Вызывает сомнение, что эти списки турагентов помогут как-то защитить туристов от мошенников и «разделят» агентов на добропорядочных и не очень. То же самое относится и к платному реестру турагентов. Странно считать, что те агенты, которые заплатили 1000 рублей – добропорядочные, а остальные нет. Не говоря уже о том, что подобная классификация, как минимум, некорректна. Турагентам хочется пожелать не впадать в панику от каждого заявления, а самим спокойно и вдумчиво почитать закон в новой редакции и воздержаться от необдуманных шагов и лишней траты денег».

На каком основании Александр Осауленко делает заявления, не соответствующие букве закона и вводит в заблуждение туристическое сообщество, стоило бы всерьез выяснить руководству Ростуризма. Но здесь следует отметить тот факт, что сам г-н Сафонов и сотрудники его ведомства уже неоднократно позволяли себе делать заявления, которые вызывали серьезный резонанс в СМИ и на туристическом рынке, а затем на официальном сайте Ростуризма появлялось опровержение этих заявлений и разъяснения, что же кто имел в виду. Видимо, на днях стоит ожидать еще одно – на этот раз уместно было бы разъяснить для широкой общественности слова Александра Осауленко.
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР