Внутренний туризм в России вернулся к нормальному уровню спроса

05.05.2017

Такое мнение высказывают игроки рынка, говоря о причинах снижения спроса на внутрироссийские направления в период майских праздников. Кроме того, сухие цифры свидетельствуют – в Сочи в первые майские выходные побывало больше туристов, чем в Анталии, а в Крыму, скорее всего – не меньше.

Разнонаправленная динамика спроса на внутренних направлениях

Туроператоры, опрошенные «Вестником АТОР», сообщают, что на эти майские праздники спрос снизился практически по всем направлениям внутреннего туризма. Исключение составляют только речные круизы – в целом, этот сегмент в мае сохранил спрос на прошлогоднем уровне.

Гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин сообщил, что продажи по Крыму на период майских праздников снизились на 40%. Спрос на Сочи снизился примерно на 18%, а по экскурсионным направлениям, включая Петербург и Казань – до 15%.

На эти майские праздники спрос снизился практически по всем направлениям внутреннего туризма. Исключение составляют только речные круизы - здесь спрос на прошлогоднем уровне

Снижение спроса на туры в Петербург отмечают и в «НТК Интурист». По словам замдиректора компании Сергея Толчина, спад продаж по этому направлению (туроператор пока подвел итоги только по первым майским праздникам) в сравнении с прошлым годом составил 20%. В преддверии сезона бронирования по Петербургу шли достаточно активно, но темпы замедлились после произошедшего в городе теракта.  

Крымская чартерная программа туроператора в этом году стартует в конце мая, а в прошлом году – началась с конца апреля. Поэтому сравнение итогов продаж по этому направлению с прошлым годом не будет корректным – говорит г-н Толчин. «Если исключить из потока прошлого года чартерных пассажиров на российские курорты, то в среднем спад продаж на них среди туристов со всей России в период первых майских праздников составил до 10%», - подчеркивает заместитель гендиректора «НТК Интурист».

У туроператора «Мультитур» Петербург как туристическое направление, напротив, вырос – плюс 28% в сравнении с майскими праздниками прошлого года! Однако остальные направления демонстрируют отрицательную динамику: бронирования на майские по Крыму «упали» на 53%, Золотое Кольцо – на 12%, Краснодарский край – на 55%, Подмосковье – на 5%, средняя полоса России – на 20%.

В Национальном туроператоре АЛЕАН сообщают, что в этом году продажи туров на период майских праздников ниже на 15% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом динамика спроса в разбивке по различным направлениям «неоднородная - от положительной до значительного падения».

Не все российские направления "падают": на эти майские праздники курорты Кавказских Минеральных Вод у Национального туроператора АЛЕАН  показали рост спроса на 3%

Так, в частности, курорты Кавказских Минеральных Вод у АЛЕАН  показали рост спроса на 3%. Турпоток отдыхающих в Краснодарском крае и Подмосковье показал небольшое снижение в пределах 5%. Значительное падение турпотока на майские праздники показали только Крым и Абхазия – оба направления на уровне 30%

Динамика «майского» спроса на зарубежные направления

В отличие от внутренних, направления выездного туризма показывают неплохую динамику продаж в сравнении с прошлым годом. Так, спрос на Грецию в целом по рынку, по оценкам некоторых специалистов, вырос на 15-20%, на Чехию – до 30%.

Аналогичную динамику по Турции сложнее проследить, т.к. в прошлом мае турпоездки в эту страну российскими туроператорами не организовывались – поэтому здесь корректнее сравнивать сегодняшние «майские» показатели с показателями 2015 года. 

В отеле OTIUM Hotel Life Kemer (работает эксклюзивно с туроператором Coral Travel) сообщили, что на эти майские праздники загрузка отеля на 30% больше, чем в аналогичный период 2015 года

Пока полных данных по турецкому рынку нет, можно отчасти ориентироваться на показатели отдельных востребованных отелей. Так, генеральный менеджер OTIUM Hotel Life Kemer (работает эксклюзивно с туроператором Coral Travel) Тарик Киранкая сообщил «Вестнику АТОР», что российских туристов в отель на эти майские праздники приехало на 30% больше, чем в аналогичный период позапрошлого года.

Это, впрочем, можно объяснить эффектом от высокого уровня фокусировки спроса на отель со стороны оператора, но в любом случае, по результатам первых майских выходных можно говорить по меньшей мере о том, что показатели российского турпотока 2015 года в Турции считают достигнутыми (для этого периода). 

В целом, по оценкам туроператоров, сейчас Турция занимает одну из лидирующих позиций по спросу на майские праздники – сюда отправился почти каждый третий турист, выбравший майский отдых за границей.

Помимо перечисленных выше стран, повышенным спросом у туристов на майские праздники пользуются Кипр и Италия.

В чем причина снижения спроса на отдых в России

Туроператоры не спорят с очевидным фактом – действительно, часть туристов, побывавших в прошлом году на курортах России, в этом году отправились за границу. Но не склонны драматизировать ситуацию. По мнению экспертов, причиной такого частичного «разворота» стала не только - и не столько - «неудовлетворенность отдыхом в России», сколько экономическая составляющая: курс евро заметно «ослаб» по отношению к рублю, а значит, многие нашли возможность вернуться к привычному для них ранее «выездному» отдыху.

Но этот фактор, разумеется, действует в комплексе с другими. Второй из них, повлиявший на майский спрос – органический: нынешний «отскок» объясним «эффектом высокой базы» прошлого сезона, когда спрос рос аномально, а теперь просто вернулся в свое нормальное русло.

Нынешний «отскок» спроса на Россию объясним «эффектом высокой базы» прошлого сезона - когда спрос рос аномально, а теперь просто вернулся в свое нормальное русло

«Анализируя текущие продажи, мы исходим из того, что в 2016 году образовался аномальный рост спроса на внутренних направлениях. Турпоток в Сочи вырос на 45%, в Крым – на 30% и т.д. При том, что ранее ежегодно динамика роста составляла 5-10%», - говорит Сергей Ромашкин.

Сейчас, рассуждает эксперт, происходит возврат к предыдущей динамике роста спроса. «В 2016 году все факторы сошлись в пользу внутреннего туризма. Но существуют длительные циклы, откуда этот конкретный год «выбился».  В дальнейшем мы будем наблюдать возвращение динамики спроса на внутренние направления в стандартные рамки», - прогнозирует Сергей Ромашкин.

Утешительные цифры: Сочи обогнал Турцию по числу «майских» туристов

Статистика показывает, что, несмотря на относительный спад продаж, российские курорты в период первых майских праздников отнюдь не испытывали дефицита туристов.

Напомним, что аэропорт Анталья в период с 29 мая по 1 июня принял около 30 тысяч пассажиров из России.

Если аэропорт Анталья в период с 29 мая по 1 июня принял около 30 тысяч пассажиров из России, то аэропорт Сочи - 51,5 тыс. пассажиров

В то же время, в пресс-службе аэропорта Сочи «Вестнику АТОР» сообщили, что с 29 апреля по 1 мая Международный аэропорт Сочи обслужил 51 576 прилетевших пассажиров, это на 22% большем, чем за аналогичный период прошлого года, когда было обслужено 42 267 пассажиров.

Стоит, впрочем, отметить, что в этот период в Сочи проходила «Формула 1» (30 апреля). Соревнования привлекли в город не только туристов и зрителей, но также команды гонщиков и других лиц, участвующих в мероприятии в том или ином качестве – но даже с учетом этого Сочи в первые майские принял больше туристов, чем Анталья.

У Крыма результаты авиаперевозок в майские дни скромнее, но и они вполне сопоставимы с турецкими: только аэропорт Симферополя с 29 апреля по 1 мая принял 18 тысяч пассажиров (две трети анталийского потока).

А при том что авиасообщение – отнюдь не единственный источник туристов для Крыма (автотранспортом сюда добираются очень многие), есть резон полагать, что скорее всего Крым по числу «майских» туристов на первые выходные не уступил Анталии.

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".