Тарас Кобищанов, гендиректор «Русского Экспресса»: «Спрос меняется и достаточно ощутимо»

Российский туристический рынок структурируются. Крупные операторы начинают активно осваивать регионы, выходят на рынки стран СНГ, появляются новые системы бронирования. Российские туристы, в свою очередь, открывают для себя новые экзотические направления. Об этом мы беседуем с Тарасом Кобищановым, генеральным директором компании «Русский Экспресс».

- Сейчас в предложениях туроператоров появляются такие страны, о которых туристы раньше и не слышали. Значит ли это, что меняется спрос? - Спрос меняется и достаточно ощутимо. Дело в том, что путешествует пока что один и тот же пласт населения: 3-4% россиян. Эти люди уже побывали во многих стандартных турах, объездили все известные города Европы и сейчас они открывают для себя новые направления. Например, все более популярными становятся индивидуальные туры по Европе. Правда, следует учитывать, что 70% всех путешествующих позволяют себе лишь раз в год выехать в Турцию и Египет, так что новые предложения рассчитаны прежде всего на оставшиеся 30%. - В этом году вы начали работать с такими экзотическими странами, как ЮАР, Кения, Мозамбик, Намибия и др. На кого рассчитаны эти предложения? - В этом году мы отрыли девять новых направлений. «Русский Экспресс» является многопрофильным оператором, специализирующемся как на средне-массовом продукте, так и на VIP-турах. За неполные 12 лет работы нам удалось заработать репутацию оператора, которому агентства могут без опасений доверить своих лучших клиентов, готовых платить за тур 10 тыс. евро и более. Бытует мнение, что на рынке VIP-туризма лучше работают нишевые операторы, не берусь судить, так это или нет. Но безупречному качеству должна сопутствовать и высокая надежность, а здесь позиции многопрофильного туроператора намного предпочтительнее. Ведь, например, если в стране, с которой компания работает, возникнут какие-либо проблемы – изменится политическая ситуация, произойдут природные катаклизмы – для специализирующегося на данной стране нишевого оператора это может стать подлинной катастрофой, ведущей к банкротству компании. А у многопрофильного оператора всегда есть возможность компенсировать потери, вызванные данным природным или политическим катаклизмом, за счет прибыли, извлекаемой из отправки клиентов по другим направлениям. - У вас много представительств в регионах, в этом году вы открыли в Казахстане дочернюю компанию «Номад Экспресс». Отличаются ли региональные туристы от московских,  а российские от казахских? - Конечно. Побудительным толчком, заставившим нас задуматься об открытии офисов в Казахстане, стали настойчивые просьбы наших арабских партнеров. ОАЭ для казахов – тоже самое, что Турция для россиян – туристическое направление № 1. Кроме того, благодаря рейсам «Эйр Астаны», которая осуществляет 14 рейсов из Алма-Аты в Дубай, и широкой сетке маршрутов Emirates из Дубаи мы можем предлагать свои туристам туры с очень удобными стыковками по Южной и Юго-Восточной Азии и Африке. Если же говорить о предпочтениях, то туристы из Казахстана предпочитают брендовый продукт. Безусловно, влияют на спрос и визовые вопросы. Например, в этом году очень лояльно стало относиться к казахским туристам чешское посольство и поток из Казахстана туристов в эту страну стразу вырос. Во многом спрос казахских клиентов мне напоминает спрос из российских регионов, где туристы также предпочитают или очень дорогой, или очень дешевый отдых. Кстати, благодаря сотрудничеству с «КД-Авиа», которая организовала хаб в Калининграде, практически из всех регионов, с которыми мы работаем, включая и казахскую Астану, мы предлагаем и индивидуальные, и групповые туры во многие европейские страны через аэропот «Храброво». - А насколько, на ваш взгляд, расширение бизнеса и выход в регионы сейчас необходимы российским туроператорам? - На мой взгляд, сейчас самое время для расширения бизнеса. Рынок меняется, идет его структуризация. А бизнесе – или двигаешься вперед, или начинается «застой», зачастую переходящий и в «разложение». У крупных компаний рост достигает 30-60% в год, а это очень много для любого рынка. Например, рост «Русского Экспресса» на протяжении последних 7 лет составляет от 40 до 53% ежегодно. Конечно, завоевание других рынков – это дополнительные затраты. Но они необходимы. В ближайшее время мы планируем активно развивать свои региональные офисы в России, «Номад Экспресс» в Казахстане, а весной следующего года – планируем открытие дочерней компании на Украине. На мой взгляд, в СНГ у российских туроператоров есть все шансы укрепиться. Кроме того, практически не охвачен столичными операторами и российский Дальний Восток. - А есть ли у российских операторов будущее в Восточной Европе? - Восточноевропейские туристические рынки уже поделены крупными западными компаниями, такими как TUI, Thomas Cook и др. Кроме того, плохую роль может сыграть и антипатия значительного количества граждан Восточной Европы к России. Я не вижу тут каких-либо перспектив. - В то же время российские операторы с этими компаниями плодотворно сотрудничают. На вашем сайте есть информация о том, что вы работаете с Gulliver’s Travel Association, Travco, Kuoni, а в этом году даже разработали программу, позволяющую объединить предложения по гостиницам различных систем…
- В данном случае речь идет преимущественно об использовании западных систем бронирования отелей и их интеграцию в единый российский интерфейс. Им могут пользоваться как агентства, так и туроператоры. Сейчас в этой системе более 25 тыс. отелей. Думаю, за такими объединенными программами будущее.