29 мая, среда
 
 

Как влияет «холодное лето 19-го» на продажи туров

В Центральной России уже месяц стоит неустойчивая погода с дождями и средними температурными значениями ниже климатической нормы. Однако «метеозависимость» продаж пакетных туров, вопреки ряду прогнозов, оказалось этим летом гораздо меньше, чем ожидалось. Причины кроются в экономике.

На фоне неудачной, с точки зрения погоды, середины лета в Европейской части России, продажи туров, согласно ряду прогнозов, должны были пойти в рост. Надежды турбизнеса и прогнозы СМИ обосновывались тем, что жители мегаполисов, стремясь «сбежать» в тепло от дождливого и холодного лета, пойдут в турагентства бронировать туры на российский юг или в «гарантированно теплые» пляжные страны на ближайшие даты вылета. На самом ли деле это так? Разбирались вместе с экспертами.

По мнению ведущих игроков рынка, нынешнее «неудачное» лето в Центральной России практически не оказало влияния на типичную для этого времени картину туристического спроса.

«В период аномальной погоды больших всплесков или падений в продажах не наблюдается», – говорят в «Библио-Глобусе». «Чувствительность  рынка к погоде невысокая», – вторят коллегам в «Дельфине». Согласны в этом тезисе с компаниями и представители других – и крупных, и средних – игроков рынка.

Очевидно, что если бы текущая погода влияла на решение туристов «убежать в тепло», то на рынке в «холодном июле» значимо бы росла доля last minute продаж по пляжным направлениям. Такого роста в компаниях не видят. Зато видят, что в целом этим летом доля тех, кто в теории может поддаться настроению и купить тур на ближайшие даты – весьма невелика.

СКОЛЬКО «СПОНТАННЫХ» ТУРИСТОВ У ТУРОПЕРАТОРОВ

Так, доля клиентов, которые приобретают туры от 1 до 7 дней до заезда в этом летнем сезоне у туроператора ANEX Tour, составляет не более 5%, у «Библио-Глобуса» – 5-7%, у «Дельфина» – 7-10%, у Национального туроператора АЛЕАН – не более 7%, у «Русского Экспресса» – не более 15% как максимум.

Впрочем, отдельные даты могут и «гореть» – в этих случаях (но лишь на конкретные заезды) доля заявок с глубиной от 1 до 7 дней может доходить и до 30% – такие данные приводят в TUI Россия и «Интуристе».

Тем не менее, в обеих этих компаниях говорят, что увеличение доли заявок last minute с погодой не связано. «Действительно, когда в Москве и Санкт-Петербурге лили дожди, туроператор «Интурист» зафиксировал рост объемов продаж на +8% к прошлому году и на 36% неделя к неделе. Но стоит помнить, что мы находимся на пике сезона – и поэтому до середины августа продажи и так продолжат расти», – замечают в «Интуристе».

«Значительных изменений в спросе из-за погодных аномалий нет. Бронирования идут в соответствии с сезонным уровнем спроса», – подтверждают в TUI Россия.  

Таким образом, на рынке сложилась ситуация, когда под влиянием изменений в потребительском поведении туристов доля тех, кто может спонтанно «сорваться в отпуск», невелика, а у тех, кто все же может так сделать, на принятие решения о поездке в ближайшую неделю влияет не погода, а низкая цена горящего тура.

Например, по данным «Интуриста», рост продаж last  minute всегда идет по массовым безвизовым направлениям в разгар сезона со второй половины июня и до середины сентября. Но это продиктовано ценовой и ассортиментной ситуацией, и от погоды никак не зависит.

«Плохая и дождливая погода летом едва ли влияет на спрос. Конечно, есть спонтанные решения туристов «поехать в тепло», но как показывает практика и результаты бронирования на летние месяцы, а особенно на конец июля и август, практически все туры в этом году покупаются заблаговременно», – резюмируют в ANEX Tour.

ДЕЛО В ЭКОНОМИКЕ

По мнению экспертов туроператорских компаний, корни нечувствительности рынка к погоде лежат в экономике, которая поменяла потребительское поведение на туррынке. Начиная с 2017 года, на рынке пакетных туров идет яркое увеличение средней глубины продаж и рост популярности раннего бронирования. И это очень важно.

На рынке участникам очевиден тот факт, что доля туристов, которые готовы «сорваться и поехать в последний момент», уменьшается по экономическим причинам. Кроме того, что летние отпуска подавляющего большинства платежеспособной работающей аудитории расписаны задолго до наступления лета (что уже настраивает людей на приобретение тура заранее), у людей со «свободным графиком» все меньше денег на спонтанные покупки отдыха.

При средней цене тура в ту же Турцию (возьмем ее как самое популярное зарубежное направление в этом сезоне) в 90-140 тыс. р. на двоих и на фоне экономической стагнации все больше туристов переходят к рациональному планированию своего отпуска, рассматривая приобретение пакетного тура как некую заблаговременную и продуманную «инвестицию в будущее».

Доля спонтанных покупок отдыха падает во всех сегментах – от «бюджетного» до «люкс». Обеспеченные пенсионеры и фрилансеры, студенты, домохозяйки и бизнесмены видят выгоду акций раннего бронирования, все меньше из них готовы надеяться на «горящие туры»: в нужное им время устраивающего их предложения может просто не быть, а рисковать деньгами «наугад» мало кто готов.

В результате, по ряду направлений (в особенности, выездных) доля туров, проданных по акциям раннего бронирования, превышает в этом году 50 и даже 60%. Летом 2019 года средняя глубина продаж по пляжным направлениям составила 2-3 месяца, но даже по экскурсионным направлениям она составляет примерно месяц.

«Туристы, в основном, обращаются в агентство за несколько месяцев до своей поездки. Клиенты основательно продумывают свой отпуск, могут долго выбирать между двумя или даже тремя курортами. Конечно же, процесс выбора отеля не легок: можно сказать, что человек выбирает себе второй дом на период отпуска. Естественно, семьи с детьми или пожилыми людьми могут это делать еще дольше», – говорят в АЛЕАН.

РОССИЮ СТАЛИ БРОНИРОВАТЬ ЗАРАНЕЕ

Несмотря на то, что наши сограждане склонны бронировать туры по России с меньшей глубиной, чем по зарубежным направлениям, по внутрироссийским пляжным направлениям доля бронирований от 1 до 7 дней до заезда в этом году не превышает 15%, говорят в «Интуристе» и в «Русском Экспрессе».

Специалисты компаний объясняют это главным образом тем фактом, что в разгар сезона большинство турпродукта с оптимальным соотношением цена-качество уже разобрано. Экскурсионные туры по России также в этом году преимущественно бронируются заранее.

«Туристы отлично понимают, что last minute отнюдь не всегда дешевле. Позаботиться заранее о бронировании тура туристов подталкивает и транспортная составляющая – стоимость авиаперелета: ведь чем ближе к заезду, тем дороже обойдутся для туристов их транспортные расходы. Кроме повышения тарифов, есть еще и риск полного отсутствия свободных мест. Именно поэтому летние путешествия на Камчатку бронируются практически за год. Покупка туров заблаговременно характерна для всех «дальних» внутренних направлений – Дальний Восток, Сахалин, Алтай, туры на Байкал. Но это правило работает и для «городских» туров, как с авиаперелетом, так и ж/д переездом. Если это туры на конкретные события или поездки в период повышенного спроса, например, во время белых ночей в Санкт-Петербурге или на вотчину Деда Мороза в Великий Устюг, то бронируются такие поездки практически всегда заранее», – рассказывают специалисты туроператора TUI Россия.

На что, вероятно, все же влияет погода в экскурсионном сегменте – это на туры выходного дня по России, но подавляющая часть туристов спонтанные поездки на два дня предпочитают организовывать самостоятельно, говорят в ANEX Tour. «Это редкие запросы, и на выходные дни у туроператоров, как правило, бронируют только проживание», - подтверждают и в «Библио-Глобус».

Показательно, что даже на продажи экскурсионных туров по Центральной России холодная погода не оказала влияния: в «Дельфине» спада продаж по экскурсионным турам в этом регионе не заметили. «Более того, в дождливом и холодном июле фиксировался даже небольшой рост бронирований туров по Золотому Кольцу по датам с 01 по 21.07», – уточняют в компании.

Интересно также, что, по многолетним наблюдениям специалистов «Дельфина», небольшие колебания в спросе наблюдаются в основном не в случае холодов, а как раз аномальной жары: именно от нее  жители мегаполисов стремятся уехать на морское побережье. 

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР