Авиацию спасают внутренние рейсы

По итогам января 2021 г. российские перевозчики обслужили 5,5 млн пассажиров, что на 38% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Наиболее динамичные темпы восстановления наблюдаются в сегменте внутренних перевозок. Эти рейсы практически не приносят авиакомпаниям прибыли, но помогают им держаться «на плаву», считают эксперты.

По оперативным данным, в январе 2021 г. российские перевозчики обслужили 5,5 млн пассажиров, что на 38% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Пассажирооборот снизился на 53% и составил 11,23 млрд пассажирокилометров.

ВНУТРЕННИЕ РЕЙСЫ – ДРАЙВЕР ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА

«Такой показатель обусловлен быстрым восстановлением количества внутренних рейсов у авиакомпаний», - говорит вице-президент АТОР Дмитрий Горин.

Аналогичная тенденция прослеживается по итогам 2020 г. Так, по данным Росавиации, в прошлом году российские авиакомпании перевезли на 46% меньше пассажиров, чем годом ранее. При этом сегмент международных перевозок упал на 76%, а внутренних – всего на 23%.

Эксперты объясняют быстрое восстановление объемов внутренней перевозки несколькими факторами. Во-первых, на внутренних маршрутах у пассажиров и авиакомпаний есть больше определенности (нет фактора закрытых границ, например). Во-вторых, цены на внутренние рейсы не только не выросли, но даже снизились по многим направлениям.

«Фактически, эти рейсы не приносят авиакомпаниям доход. Но они позволяют им поддерживать лётную годность самолетов, сокращать колоссальный профицит провозных емкостей, который образовался из-за пандемии и локдауна, сохранить штат, сократить убытки от простоя самолетов на бетоне», - говорит Дмитрий Горин.

Наиболее выгодной для перевозчиков по внутренним маршрутам сейчас является туристическая перевозка по популярным направлениям. Сегмент деловых путешествий до сих пор не восстановился.

СЫГРАЛА СТАВКА НА ВНУТРЕННИЕ РЕЙСЫ

Учитывая тенденцию, в более выигрышной позиции по пассажиропотоку оказались авиакомпании, которые ориентируются на внутрироссийскую перевозку. В январе 2021 г. больше всего пассажиров потеряла авиакомпания «Аэрофлот» - минус 60% в сравнении с январем 2020 г.

Авиакомпания S7 Airlines по итогам января 2021 г. перевезла 1,19 млн пассажиров, что всего на 13% меньше по сравнению с объемами за аналогичный период 2020 г. «Победа» обслужила 928 тыс. пассажиров и сохранила объем авиаперевозок на уровне января прошлого года. Авиакомпания «Россия» перевезла 406 тыс. пассажиров (- 41%), «Уральские авиалинии» - 391 тыс. пассажиров (- 31%).

К слову, благодаря тому, что самолеты «Аэрофлота» оказались временно «законсервированы», другие авиакомпании смогли более активно использовать свой флот. Это обеспечило как минимум то, что в 2020 г. ни один авиаперевозчик не обанкротился. К другим факторам, которые помогли авиакомпаниям выжить, эксперты относят субсидии государства и отложенные на три года обязательства перед пассажирами.

КВОТЫ ПОДНИМАЮТ ЦЕНЫ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙСЫ

Что касается сегмента международных перевозок, о его восстановлении пока говорить очень рано. Замминистра транспорта РФ Игорь Чалик прогнозировал, что авиаперевозки внутри РФ в 2021 г. вырастут к объему «доковидного» 2019 г., а зарубежные — сократятся примерно на 40%. Как считают в Минтрансе, авиакомпании РФ увеличат общий пассажиропоток в 2021 г. примерно на 52% в сравнении с 2020 г. - до 105 млн человек.

В отличие от внутренних, цены на зарубежных маршрутах сейчас выше, чем в допандемийную эпоху. И дело не только в ослаблении рубля по отношению к основным валютам. Если на внутренних рейсах мы наблюдаем профицит провозных емкостей, на международных – дефицит.

По большинству международных маршрутов (на которых было восстановлено авиасообщение) действуют квоты и ограничения. Рейсы могут выполняться только с определенной частотой, к ним допускается ограниченное число перевозчиков. Фактически, квот на частоту рейсов нет только по Турции и Занзибару. Для сравнения, ранее из России в ОАЭ выполнялось 70 рейсов в неделю. Сейчас – в три раза меньше.

Стоит отметить, что пассажиры готовы путешествовать за рубеж и активно восстанавливают спрос на открывающиеся международные направления. Сдерживающим фактором (помимо «ковидных» опасений и ограничений) для них остается цена на билеты. Эксперты ожидают ее снижения, когда будут отменены квоты по частоте рейсов на маршрутах, и на направления будет допускаться большее количество авиакомпаний.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube!