28 марта, четверг
 
 

Что происходит с ценами на курорты юга России

В СМИ стала появляться информация о резком подорожании отелей и туров на курортах Черноморского побережья России «в связи с закрытием Турции». Выяснили у экспертов туроператорских компаний, которые владеют статистикой по всему рынку, так ли это на самом деле.

Российские СМИ второй день пестрят заголовками о «резком подорожании проживания в отелях в Краснодарском крае и Крыму на фоне закрытия Турции». Оценки при этом даются самые разнообразные – от 30 до 50 и даже 100% по сравнению с временами, когда полеты в Турцию еще не были закрыты. Вопрос закрытия Турции при этом всегда тесно увязывается с ростом цен на курорты юга России.

Редакция «Вестника АТОР» попросила проанализировать ситуацию нескольких российских туроператоров – и массовых игроков, занимающихся только российским рынком, и многопрофильных игроков, в портфеле направлений которых была и Турция, и Россия.

ВИДЯТ ЛИ ТУРОПЕРАТОРЫ РОСТ ЦЕН НА ЮГ РОССИИ, НАЧАВШИЙСЯ ПОСЛЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ О ЗАКРЫТИИ ТУРЦИИ?

«Мы оперируем большими данными по рынку, и такого роста, какой описывается сейчас некоторыми СМИ, мы не подтверждаем. Можно, конечно, «козырять» какими-то отдельными скриншотами с Букинга, можно приводить в пример отдельные продажи последних номеров в востребованных отелях по завышенным ценам, можно спекулировать ценами пятизвездников в Крыму, которые всегда были высокими. Но никакого значимого повышения цен в целом по курортам Черноморского побережья по сравнению с периодом до 12 апреля статистика АЛЕАН не фиксирует. Тем более что контрактные цены отелей юга России у туроператоров, зафиксированные нами на весь сезон, естественно, остались без изменений», – говорит Илья Умански, генеральный директор Национального туроператора АЛЕАН.

«Сравнили неделю до 12 апреля по всему набору продаваемых отелей и текущую. Колебания цен неделя к неделе – в пределах 1,5%. Рассуждения о массовом повышении цен вследствие закрытия Турции, таким образом, необоснованы», – подтверждает генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.

«Повышение цен на курорты юга России можно наблюдать только на отдельные объекты. Ввиду закрытия многих стран юг России уже заявлял о повышенном спросе относительно прошлых лет, и с этим фактом, скорее, можно связать некоторое увеличение стоимости майского и летнего отдыха, о котором говорят в СМИ», – уточняют в ANEX Tour.

«Ситуация с тем, что некоторые отели черноморских курортов в сегменте высокого уровня 4-5* повышали цены на майские праздники или на лето, прослеживалась и до появления новостей по Турции. У этих отелей динамическое ценообразование. В зависимости от загрузки номеров по периодам повышение цен может быть еженедельным на 2-5%. Объяснимо это традиционно растущим ближе к сезону спросом», – комментирует Анна Филатовская, директор департамента рекламы и PR «Русского Экспресса».

Аналогичная картина и у других туроператоров. Какого-то масштабного повышения цен на лето «по всему рынку», случившегося после 12 апреля, когда объявили о закрытии Турции, никто из игроков не фиксирует.

МАЙСКОЕ ПОВЫШЕНИЕ СЛУЧАЕТСЯ ЕЖЕГОДНО

Что же касается майских праздников, то естественно, что немногочисленные еще оставшиеся номера отельеры продают по высоким ценам, в соответствии с принципами динамического ценообразования. Но на этих примерах нельзя строить выводы о ценовой картине всего рынка, подчеркивают эксперты.

«Тема майских праздников для российского рынка вообще уже закрыта. От прекращения авиосообщения с Турцией существенного дополнительного спроса юг России на эти даты не получит: все кто хотел, уже в феврале-марте купил туры в отели черноморских курортов. В этом году российские туристы еще до начала апреля, до всякого закрытия Турции, практически полностью выкупили на майские даты немногочисленные отели высокого уровня с подогреваемыми бассейнами. На них цены поднимать уже невозможно – практически все продано. Могут продаваться по завышенным ценам какие-то последние номера, но это не характеризует ситуацию по рынку. В целом же из-за закрытия Турции много новых туристов на майские не появится», – говорит Сергей Ромашкин из «Дельфина».

«Очень многие отели Анапы и Геленджика открываются в этом сезоне именно в майские праздники, в отличие от предыдущих лет, чтобы обеспечить размещение и отдых всех желающих. Никакого резкого повышения цен на них не было, все стандартно в ценообразовании, как и в прошлые годы. О том, что эти отели на высокие даты будут иметь соответствующие цены, туроператорам было известно задолго до закрытия турецкого направления, еще на этапе раннего бронирования», – поясняет Алена Громова, директор по внутреннему рынку Coral Travel.

«Тарифы на размещение в большинстве отелей Черноморского побережья России являются динамическими и регулируются спросом. Таким образом, на «высокие» майские даты действительно у ряда объектов можно наблюдать рост тарифов, а на «низкие» даты, сразу после окончания выходных дней – снижение. В целом же после окончания кампании раннего бронирования на лето 2021 какого-то резкого скачка и повышения цен от отельеров мы не наблюдаем», – подтверждает Дарья Домостроева, PR-директор «Интуриста».

По данным туроператоров, на майские праздники туристы бронировали в Крыму и Краснодарском крае, прежде всего, востребованные отели категории 4-5*, и в них еще остались немногочисленные места. Часть из этих мест отели могут продавать по завышенным ценам, однако цены номеров, которые были выкуплены туроператорами в рамках гарантированных блоков – не повышались.

МЕНЯЮТ ЛИ ТУРИСТЫ, НЕ ПОПАВШИЕ В ТУРЦИЮ, СВОИ ПУТЕВКИ НА СОЧИ И КРЫМ?

Напомним, по оценкам АТОР, без отдыха в Турции из-за ограничения авиасообщения с Россией только на период до 1 июня остались как минимум 533,2 тыс. российских туристов, купивших туры «большой шестерки» туроператоров. А с учетом продаж средних и нишевых игроков – и все 600 тыс. человек.

Могли ли все эти люди создать дополнительный спрос на российские черноморские курорты, который бы отразился на росте цен? Эксперты рынка также отвечают на этот вопрос отрицательно.

Во-первых, прошло очень немного времени с момента объявления о закрытии Турции. У многопрофильных туроператоров, работающих с турецким направлением, сейчас от трети до половины туристов заняли выжидательную позицию – они все еще думают и решают, что выбрать: перенос тура в Турцию на другие даты, перенос на другие направления с доплатой и т. п. Многие, как неофициально подчеркивают в компаниях, для решения о перебронировании ждут скорого открытия Египта или полноценного открытия Греции.

«Туристы, у которых «сгорели» апрельские и майские туры в Турцию, не являются теми, кто создает рост цен. Они вовсе не выстраиваются в очередь в турагентства и к туроператорам. Сейчас они не покупают никакие новые туры, а находятся в напряженных переговорах с туроператорами и авиакомпаниями», – рассуждает Сергей Ромашкин, глава туроператора «Дельфин».

Во-вторых, большинство экспертов говорят, что курорты России, даже в случае решения о смене направления, вряд ли будут лидировать у этой аудитории.

«Туристы, у которых отменились туры в Турцию на апрель-май, собирались на теплое море, которое мы не можем им, при всем желании, предложить в этот период. Купаться на юге России на майские праздники еще рано. Очевидно, что они в основном либо будут переносить свои туры по Турции на более поздние даты, либо переориентируются на другие зарубежные направления с теплым морем. Наконец, у этих людей просто нет денег на покупку второго тура на юг России. Если бы по рынку разгуливала масса туристов с пачками денег на новый тур, отели действительно «задрали» бы цены. Но этого мы, как я уже говорил, не видим», – рассказывает генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.

Это подтверждают и текущие данные туроператоров, оперирующих по Турции по переносам туров на другие направления. Так, в ANEX Tour у туристов, которые решили поменять свой тур на другие направления, лидируют Куба и Мальдивы, Россия на третьем месте.

У Coral Travel 59% туристов с турами в Турцию с 15.04 по 31.05 переносят на более поздние сроки ту же самую Турцию. Еще 14% заявили о решении сменить направление на Кубу, лишь 9% выразили желание выбрать Россию.

Но и эти немногочисленные туристы не могли бы вызвать существенный рост цен на курортах юга России – туроператоры переносят их туры преимущественно в свои законтрактованные блоки мест в отелях юга России, цена на которых фиксирована.

Интересны и данные билетных поисковиков. Так, в Туту.ру сообщили, что по сравнению с прошлой неделей число поисков билетов в Грецию выросло на 93%, в Египет – на 84%, на Кипр – на 82%, в Черногорию – на 100%.

Также аналитики Туту.ру фиксируют заметный рост поисков авиабилетов в Израиль (на 212%). Есть и менее существенный, но все же рост интереса к билетам на российские курорты (билеты в Анапу, Геленджик и Минеральные Воды искали на 31% чаще, в Сочи – на 30%, в Симферополь – на 27%), но аналитики компании резонно говорят, что этот прирост может быть объяснен просто приближением летнего сезона.

ЛЕТНИЕ ЦЕНЫ НА ЮГ РОССИИ ВЫРОСЛИ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРОШЛЫМ ГОДОМ  ДО 10%

«Все основные ценовые изменения по отелям юга России на май и лето были произведены еще в феврале 2021 года. По сравнению с 2020 годом цены на лето в сегменте 4-5* уже тогда выросли в среднем на 18-25%, в сегменте 3* – на 1-12%, а объекты ниже 3* – 2-7%. С учетом того, что отелей 4-5* у нас очень мало, то в среднем по рынку цены на летний отдых на Черном море выросли на 10-11%», – поясняет глава «Дельфина».

По оценкам ряда экспертов, во многих СМИ просто спутали это повышение цен относительно прошлого года и искусственно привязали его к закрытию Турции (вероятно потому, что это популярный поисковый запрос и увеличивает трафик).

«В этом году рост цен на летний сезон по отелям юга России, по нашим оценкам, составил порядка 5-10% по сравнению с прошлым годом. Это стандартная ежегодная ситуация повышения стоимости в преддверии летнего сезона и она никаким образом не связана с ситуацией с Турцией. Туры на майские праздники на Черноморские курорты России и курорты Кавказских Минеральных Вод очень активно бронировались задолго до информации о закрытии Турции, и решение о прекращении авиасообщения с Турцией никак не влияет на нынешнее ценообразование в отелях. Сейчас все стандартно», – подтверждает Алена Громова, директор по внутреннему рынку туроператора Coral Travel.

«Тарифы на 2021 год выросли в пределах 15-20% у отелей высокой категории 5 и 4*. Однако данное повышение состоялось еще в конце 2020 года на новый сезон и было обусловлено инфляционными процессами и волатильностью рубля (у отелей по-прежнему есть расходы в евро на реновации, закупку мебели или ингредиентов)», – говорит Дарья Домостроева из «Интуриста.

Илья Уманский из АЛЕАН еще раз отдельно обращает внимание на то, что роскошь существенно поднимать цены на лето в основном могли позволить себе популярные объекты категорий 4-5*.

«Надо понимать, что основная масса всего номерного фонда на юге России, 80% и даже больше, это отели 3* и объекты ниже этого уровня звездности. Между ними в этом сегменте сумасшедшая конкуренция за туриста, и повышать цены на 30-50%, как об этом пишут в некоторых СМИ, там не может позволить себе просто никто», – отмечает он.

Это же наблюдение подтверждает и Сергей Ромашкин из Дельфина в отношении майских праздников. По его данным, хорошо заполнены только отели высокого уровня, а мест в отелях 3* и ниже на майские даты на юге России сейчас предостаточно. У этих отелей невысокая загрузка и оснований сейчас поднимать цены нет.

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ С ЦЕНАМИ НА ЮГ РОССИИ ДАЛЬШЕ?

Опрошенные эксперты, тем не менее, говорят и о том, что существенное повышение цен на российских черноморских курортах возможно в середине-конце мая.

«Если к этому времени не станет ясно, откроется ли все-таки Турция с 1 июня, то значительная масса туристов, которая еще не купила туры, но надеялась отдохнуть в Турции, ринется покупать уже любой отдых на юге России. Вот тут на рынке и появятся туристы со свободными деньгами – и в этом случае мы неминуемо увидим то самое «значительное повышение цен в среднем по рынку», даже в сегменте 3* и ниже. Ценовая доступность российских курортов в этом случае понизится из-за того, что рынок действительно будет перегрет», – считает Сергей Ромашкин из «Дельфина».

Редакция «Вестника АТОР»

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР