14 апреля, воскресенье
 
 

Президент разрешил правительству решать, что делать с лизинговыми самолетами

Лизинговые самолеты, которые эксплуатируют российские авиакомпании, могут быть зарегистрированы в России. Соответствующий федеральный закон о поправках в Воздушный Кодекс подписал президент РФ. Документ призван помочь перевозчикам сохранить флот. Но как именно – из закона не следует.

Президент России Владимир Путин сегодня подписал Федеральный закон № 56-ФЗ от 14.03.2022 г,содержащий поправки в Воздушный кодекс.

Отметим, что ряд СМИ поторопились назвать этот документ «законом о переходе прав на лизинговые самолеты», который поможет российским эксплуатантам сохранить флот за счет его «национализации». Однако юристы настаивают: в текущем виде из закона не следует ничего, кроме того факта, что у правительства до конца года возникают дополнительные полномочия в этой сфере.

ЧТО ИМЕННО РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ ЗАКОНОМ 56-ФЗ

Из всего многостраничного документа профильные юристы и экономисты выделяют два пункта, которыми устанавливается, что правительство теперь вправе принимать решения относительно:

  • особенностей исполнения договоров лизинга и аренды иностранных воздушных судов и двигателей, используемых нашими компаниями или – передать это право отраслевым регуляторам.
  • особенностей государственной регистрации гражданских воздушных судов в российском реестре, а также прав на  воздушные суда и сделок с ними.

Плюс такого подхода в том, что теперь формально определена ответственная за дальнейшие решения стороны. Но конкретных решений, необходимых рынку в условиях образовавшегося правового вакуума, из долгожданного документа пока не следует.

КОМУ СТАНЕТ ПРОЩЕ С ЗАКОНОМ 56-ФЗ

Нормы принятого закона действительно облегчают перерегистрацию в российский реестр для тех авиакомпаний, чьи самолеты взяты в лизинг у иностранных компаний.

«Лизингодатели, как правило, против регистрации воздушных судов в государственном реестре РФ. Но на основании внесенных поправок до конца 2022 года правительство может своими решениями исправить эту «особенность исполнения договоров финансовой аренды воздушного судна», – отмечает директор Института воздушного и космического права AEROHELP Олег Аксаментов.

В данном случае важно, что такая мера действительно поможет справиться с ситуацией, когда самолеты российских авиакомпаний оказались без документов по решению авиационных властей Бермудских островов.

«При смене национальной принадлежности воздушного судна меняется также и государство, отвечающее за поддержание летной годности такого судна», – говорит юрист.

Экстренные меры по перерегистрации самолетов в России действительно могут помочь тем игрокам рынка, у кого самолеты в собственности или, по крайней мере, в лизинге у российских компаний(но не у их ирландских «дочек»).

Кроме того, эксперты отмечают, что под «особенностями исполнения лизинговых договоров» наверняка будет пониматься возможность для российских перевозчиков платить лизингодателям в рублях, что, конечно, немаловажно в условиях текущей финансовой ситуации.

КТО УЖЕ ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ ПРЕФЕРЕНЦИЯМИ АВИАВЛАСТЕЙ РФ

В частности, этой возможностью воспользовалась авиакомпания Utair.

«Мы начали переводить самолеты в российский реестр еще в прошлом году и на сегодня закончили перевод всего флота, включая дальнемагистральные широкофюзеляжные Boeing 767. Имеющегося парка из 50 лайнеров в российской регистрации достаточно для бесперебойного авиационного обслуживания наших пассажиров и заказчиков», — отметил президент «Utair – Пассажирские авиалинии» Олег Семенов. Его слова цитирует пресс-служба компании.

Авиакомпания перевела в отечественный реестр 50 самолетов. Но 9 самолетов Boeing 737NG, принадлежащих иностранным лизингодателям, компания все же вывела из флота.

Ее путем следует и чартерная компания AZUR Air (стратегический партнер туроператоров ANEX Tour и «Интурист»), на сегодня имеющая уже четыре борта в российском реестре. В процессе переоформления своих самолетов в российский реестр находятся и два авиапартнера туроператора PEGAS Touristik – Nordwind и Pegas Fly.

Хотя и в этом случае специалисты выражают сомнение в действенности мер – Чикагская конвенция, регламентирующая международные взаимоотношения в авиационной отрасли, не допускает двойной регистрации, а из реестра Бермуд и Ирландии наши самолеты пока никто не выписывал (там всего лишь приостановили сертификаты летной годности) – и об этом уже задают вопросы в ICAO.

А вот национальный перевозчик «Аэрофлот» пока не перевел самолеты, а лишь «зарезервировал места в российском реестре и оплатил номера», – сообщает издание «КоммерсантЪ» со ссылкой на источник в Минтрансе.

По последним данным агентства «Интерфакс», российский нацперевозчик может вернуть лизингодателям до трети своего парка (весь парк – 221 самолет). Это, в условиях ограничений на международные авиаперевозки и риска потери платежеспособности отечественных потребителей, неизбежно влекущей спад активности и на внутреннем авиарынке тоже, может стать весьма своевременной мерой, говорят эксперты.

ЧТО ИЗ ЗАКОНА 56-ФЗ НЕ СЛЕДУЕТ

Закон 56-ФЗ пока никак не отвечает на вопрос о том, какова будет судьба самолетов, не просто состоявших в реестре Бермудских островов, но и принадлежащих иностранным лизингодателям.

Что же касается «перехода права собственности», то, учитывая формулировки документа, действительно сохраняется возможность, что правительство может своей волей решить «национализировать» имущество зарубежных лизингодателей (преимущественно, ирландских), но как и к кому именно перейдут далее права на самолеты – ясности не возникает.

Поэтому утверждать, что закон «дает возможность регистрировать права на иностранные самолеты», как это сделал ряд информационных каналов, явно преждевременно. В том виде в каком есть, закон 56-ФЗ просто наделяет правительство правом решать, кому и как можно регистрировать самолеты в России.

«Документ предполагает, что у российских авиакомпаний появятся юридические основания для эксплуатации флота внутри страны. Но для отрасли сейчас важно понимать – каким именно образом правительство решит действовать», – подчеркивает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

После принятия 56-ФЗ отрасль ждет появления нормативных актов (постановлений правительства, Минтранса, Росавиации), которые должны конкретизировать все эти вопросы.

Вместе с тем профильные юристы отмечают, что появление данного документа на 180 градусов сменило вектор государственной политики в отношении вопроса регистрации права собственности на воздушные суда в РФ – ранее авиационные власти всецело были ориентированы как раз на исключение самолетов из российской юрисдикции.

ДРУГИЕ СИСТЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ТОЖЕ ЖДУТ РЕШЕНИЯ

Очевидно, что принятым законом все вопросы, решения которых ждет авиаотрасль, не закрываются. Авиацию (и туррынок, конечно, тоже) волнует и то, каким образом будет решен другой системный вопрос – как в условиях отсутствия документации эти «обрусевшие» самолеты обслуживать и эксплуатировать.

Пока упомянутым законом таким самолетам просто продлевают на полгода свидетельства летной годности. То есть делают примерно то же, что в период пандемии коронавируса происходило со многими документами у граждан – их действие можно было просто пролонгировать.

Однако формальное наличие сертификата, за которое, кстати, теперь тоже будут ответственными российские авиавласти, еще не будет означает наличия фактической летной годности. Но это отдельная история, в которой, как надеются эксперты, правительство и регуляторы отрасли смогут расставить если не точки, то запятые. Главное – чтобы не многоточия.

Екатерина Тропова

Фото: unsplash.com

ВНИМАНИЕ:

Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России - вот здесь.

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на канал АТОР в Telegram, на сообщество АТОР "ВКонтакте" и в официальной группе АТОР в "Одноклассниках".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР". 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР