19 апреля, пятница
 
 

ВодоходЪ электрифицирует реку: как строят уникальный водный электротранспорт

Компания «ВодоходЪ» осваивает новые технологии на реке и уже в этом году готовится запустить в эксплуатацию электрические речные трамваи в столице и туристические электрокатамараны в Москве или Петербурге. Корреспондент «Вестника АТОР» побывала на верфях «Эмпериум», где строятся эти новые суда.

ВОДОХОДЪ ОРГАНИЗУЕТ РЕГУЛЯРНУЮ ПАССАЖИРСКУЮ ПЕРЕВОЗКУ

Компания АО «ВодоходЪ. Пассажирский порт» стала оператором и эксплуатантом нового речного транспорт в Москве. В рамках пятнадцатилетнего контракта с властями столицы компания обязуется поставить, эксплуатировать и обслуживать на Москве-реке 21 речное судно совершенно нового типа – всесезонные электрические пассажирские речные трамваи.

На начальном этапе речные трамваи будут курсировать по двум маршрутам: Киевский вокзал – Фили протяженностью 12,5 километра и Автозаводский мост – Печатники протяженностью восемь километров. Согласно подсчетам специалистов столичного департамента транспорта, благодаря водным перевозкам жители столицы будут экономить до одного часа в пути на этих маршрутах.

Например, путь от парка «Фили» до причала Верхние Мневники на автобусе занимает 65 минут, а по воде можно добраться за 14 минут. Поездка на автобусе от Печатников до Коломенской набережной с одного берега на другой занимает больше часа, а речной трамвай сократит этот путь до трех минут.

Основными пассажирами, полагают представители департамента транспорта столицы, станут жители прибрежных районов, для которых в пешей доступности появится дополнительный общественный транспорт. По их расчетам, каждый день водными маршрутами смогут пользоваться от 15 до 16 тысяч пассажиров.

Электрические суда полностью интегрируют в транспортную систему Москвы, пообещали в пресс-службе департамента.

РЕЧНЫЕ ТРАМВАИ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ И ТУРИСТАМ

По оценкам специалистов туристического рынка, решение будет способствовать и росту туристической привлекательности столицы. Подобные начинания, даже когда они внедрены в систему городского транспорта, всегда привлекают внимание туристов.

Примером тому служат подземный фуникулер Кабаташ – Таксим в Стамбуле, речные трамваи в Стокгольме, подвесной монорельс в немецком Вуппертале или канатная дорога над Волгой в Нижнем Новгороде.

Новейшие электрические суда будут работать на Москве-реке даже в зимнее время, рассказывают специалисты компании «ВодоходЪ. Пассажирский порт». Помимо того, что сами суда подготовлены для работы зимой, департамент транспорта Москвы также озаботится изготовлением специального речного ледокола, который будет обеспечивать движение речных трамваев на замерзшей реке.

Представители проекта говорят, что при его разработке ориентировались на опыт Копенгагена, где подобный транспорт уже используется. Но в дептрансе Москвы настаивают, что отечественное начинание делает уникальным именно то, что наши электрические трамваи можно будет использовать круглый год, и это пока мировой эксклюзив.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СУДА БЕСШУМНЫЕ, НЕ ПАХНУТ И ЭКОНОМЯТ ТОПЛИВО

«Суда на электродвигателе использовать дешевле. В первую очередь, это экономия на  дизеле. Кроме того, у них уровень комфорта совершенно иной: они бесшумные, вибрации нет и нет запаха», – объясняет Денис Терехов.

Вместимость тех речных трамваев, которые сейчас строятся на верфях, 50 человек. А максимальная – 80 человек. Поэтому в компании обещают, что новый пассажирский транспорт будет просторным.

В салонах с панорамными окнами и Wi-Fi разместят удобные сиденья, установят информационные экраны и USB-разъемы. Предусмотрены места для маломобильных пассажиров, а также для перевозки велосипедов.

Запас хода на одном заряде может достигать 200 км (хотя производитель настаивает, что для бережного использования батареи необходима более частая ее подзарядка). Скорость трамвая может достигать 22 км/ч.

САНКЦИИ МАЛО ВЛИЯЮТ НА ХОД СТРОИТЕЛЬСТВА РЕЧНЫХ ТРАМВАЕВ

В настоящее время уже проходят ходовые испытания первого из таких судов. В этом году на маршруты выйдут первые девять речных трамваев, к концу 2024 должны войти в строй все 21. Сейчас на верфях «Эмпериум» в Петербурге приступили к строительству восьмого судна, несколько находятся в процессе отделочных работ.

По словам исполнительного директора компании «Эмпериум» Дениса Ткачева, сейчас производство вышло на серийные мощности – один готовый речной электротрамвай могут сдавать каждый месяц. Производственный цикл – 4-5 месяцев. 

Проект в достаточно малой степени подвержен санкциям со стороны иностранных государств, поскольку производство на 60% – 80% (в зависимости от того, оценивать по объему комплектующих или стоимости) локализовано в России. Те же элементы, поставки которых в Россию сейчас невозможны, судостроители замещают комплектующими российского производства или поставляемыми из дружественных стран.

Однако утверждение о полной независимости проекта от международного рынка также было бы ошибочным: «Отечественные разработчики ячеек для накопителя энергии оставляют желать лучшего. Они по габаритам и характеристикам не дотягивают», – приводит пример г-н Ткачев.

Однако и такие сложности преодолимы. Да, из-за этого приходится вносить некоторые изменения в проекты он дорожает, но реализован он все равно будет, обещают представители «ВодоходЪ. Пассажирский порт».

«При этом изначальная стоимость проекта в два раза ниже, чем у зарубежных аналогов именно благодаря локализации в России», – объясняет руководитель проекта Юрий Куликов.

ИНФРАСТРУКТУРУ ДЛЯ РЕЧНЫХ ЭЛЕКТРОТРАМВАЕВ ТОЖЕ СТРОИТ «ВОДОХОДЪ»

Одним из значимых вопросов организации движения новых электрических речных трамваев остается создание инфраструктуры: им нужно все новое.

Согласно планам дептранса Москвы, на маршрутах построят плавучие причалы с панорамным остеклением, кафе, информационными экранами, Wi-Fi. На них также расположат зарядные станции для водного транспорта.

Сейчас стандартов организации зарядных станций для речного транспорта нет, говорит представитель судостроительного завода. Поэтому перед партнерами стоит задача создания такой инфраструктуры с нуля – именно ее потом будут принимать за основу все остальные.

Поэтому «ВодоходЪ» строит не только сам электротранспорт, но также и причалы, разрабатывает сами зарядные станции и методику использования инфраструктуры. Заряжаться трамвай будет на станциях в момент посадки и высадки пассажиров. Для этого создана специальная аппарель, которая в момент швартовки опускается и одновременно служит для посадки/высадки пассажиров и для зарядки трамвая.

Кроме того, сейчас в Москве идет реконструкция Южного речного вокзала, который не использовался по назначению почти 25 лет. После открытия он станет одной из важнейших остановок регулярных и круизных речных маршрутов столицы.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ КАТАМАРАНЫ ПРИДУТ НА СМЕНУ «МЕТЕОРАМ»

Если бы не эти задачи по созданию электроинфраструктуры с нуля, речные трамваи на электротяге могли бы появиться этим летом и в других городах.

Так, например, компания «ВодоходЪ» планировала уже в летнем сезоне-2022 заменить свои «Метеоры», которые сегодня используются на туристической линии «Дворцовая площадь – Петродворец», на скоростные катамараны с электрическим двигателем.

Два таких сейчас как раз достраиваются на верфи «Эмпериум».

Но пока что финальные согласования с правительством Петербурга не окончены, поэтому эти катамараны также могут начать свой сезон в Москве.

Помимо этих городов, такой транспорт мог бы быть востребован в Красноярске, Самаре и Нижнем Новгороде, говорят представители проекта. 

Екатерина Тропова

Фото: главная – предоставлена пресс-службой «ВодоходЪ»,

в тексте – АТОР

ВНИМАНИЕ:

Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России - вот здесь.

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать наши новости можно в официальном канале АТОР в Telegram (там не только они), в сообществе АТОР "ВКонтакте" и в официальной группе АТОР в "Одноклассниках".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР". 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР