Авиакомпании приучают пассажиров к самообслуживанию

Спрос на самообслуживание при использовании услуг авиакомпаний набирает обороты. Таковы данные исследования, проведенного швейцарской консалтинговой компанией SITA. Аналитики констатируют, что сейчас пассажиры демонстрируют все большую легкость в обращении с запросами через интернет, киоски (будки для самообслуживания) и мобильные услуги. Более того, спрос на самообслуживание распространяется даже на такие нетрадиционные услуги как автоматическая проверка безопасности и автоматические ворота для посадки пассажиров.

Согласно данным исследования, две трети опрашиваемых готовы использовать электронные терминалы (киоски) авиакомпаний для оплаты и запроса большего количества услуг, чем предоставляется сейчас. Кроме того, пассажиры с удовольствием бы воспользовались автоматическим обслуживанием при бронировании или изменении рейса, оплате багажа и питания, распечатке ярлыков на сумки, запросе по задержке багажа.

Кроме того, все более заметен рост количества пассажиров, пользующихся сайтами авиакомпаний для онлайн-бронирования отелей (21% пассажиров в 2009 году, по сравнению 38% - 2010), аренды автомобилей (19% - в 2009 году, 35% - в текущем). Отмечается также и рост спроса на вспомогательные услуги, оказывающиеся в аэропортах, как то – страхование путешествий, продажа автобусных и железнодорожных билетов и т.п.

Правда, на российском рынке услуги по самообслуживанию пока оказываются не очень востребованными. Несмотря на то, что некоторые авиакомпании уже переходят на оказание таких услуг, наши туристы не устают стоять в очередях к стойке. «Возможно, причиной тому служит менталитет российского туриста. Для того, чтобы пользоваться услугами онлайн, телефонного бронирования, нужна определенная грамотность в использовании большого количества автоматов. Конечно, сейчас использование терминалов становится массовым, но для полного внедрения у нас системы самообслуживания должно пройти около трех лет», - рассказывает глава Комитета по транспорту АТОР Дмитрий Горин.

Преимущества использования автоматов по самообслуживанию бесспорны: это и экономия времени для пассажиров, и денежных средств авиакомпаний. А значит, подобная система на российском рынке будет продвигаться. «Для этого нужно поменять саму концепцию регистрации. В Европе, например, киоски стоят перед стойками. Таким образом, большинство пассажиров используют систему самообслуживания. Другой путь –экономическое стимулирование наших граждан. Так, например, компания «Аэрофлот», призывая к онлайн бронированию билетов на рейсы, предоставляет семипроцентную скидку всем держателям карты Visa, заказавшим и оплатившим свой билет через сеть интернет», - отмечает Дмитрий Горин.