16 июня, воскресенье
 
 

Туроператоры начали прорабатывать изменения отраслевого законодательства

Финансовые трудности компании «Капитал тур» вызвали к жизни разговоры о необходимости внесения серьезных изменений в отраслевое законодательство. Вопрос о том, каким быть новым поправкам стоял на повестке дня на вчерашней III Ежегодной конференции «Туристический бизнес в России», организованной газетой «Ведомости» при поддержке ВАО «Интурист». Участники рынка пришли к единому мнению о том, что «туристическое» законодательство нуждается в серьезной доработке. Однако, похоже, что работа над поправками предстоит долгая: единого мнения о том, каким образом следует регулировать рынок, пока нет.

Напомним, что недавно АТОР также выступил с предложениями привести туристическое законодательство в соответствие с современными потребностями. Действительно, банкротство такого крупного оператора как «Капитал тур» явилось серьезным потрясением, от которого российская туриндустрия будет оправляться еще долго.

Одна из ключевых проблем заключается в том, что российское законодательство не обязывает операторские компании публиковать свою финансовую отчетность. Соответственно узнать о положении дел в той или иной компании из достоверных источников сегодня просто невозможно: знакомые с ситуацией коллеги по «цеху» или государственные контролирующие органы объявлять о трудностях других компаний просто не могут. «Ни государство, ни коллеги не могут говорить о том, что та или иная компания не надежна. Ведь рынок сейчас находится в большом напряжении, и любой подобный слух может повлечь всплеск недоверия клиентов к туркомпаниям. Кроме того, никто не возьмет на себя ответственность заявлять о возможном банкротстве того или иного оператора, т.к. его самого в итоге в этом банкротстве и обвинят. Так уже было, например, в конфликте «Альфа-банка» и газеты «Коммерсантъ», - поясняет гендиректор компании «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов. Речь идет о статье, опубликованной в «Коммерсанте», повествующей о проблемах банка. Публикация спровоцировала шквал обращений вкладчиков, желающих забрать свои деньги из-за предполагаемого «банкротства». Руководство банка подало в суд на «Коммерсантъ» и выиграло дело. Именно поэтому, по словам Тараса Кобищанова, туррынку необходим четко продуманный механизм регулирования ответственности операторов, а не распускание слухов о том или ином участнике рынка.

В качестве одного из механизмов участники рынка предлагают использовать аудиторские проверки деятельности туроператорских компаний, в ходе которых возможно будут выявлены реальные сложности компаний, кажущихся потребителям успешными и надежными. «Контроль ликвидности и финансовой отчетности туроператора должен осуществлять Ростуризм. Несмотря на то, что в настоящий момент ведомство вправе проводить аудит компании для внесения его в федеральный реестр, полный баланс предприятий Ростуризм не видит», - заявил президент ВАО «Интурист» Александр Арутюнов. Правда, не исключено, что столь существенное расширение полномочий регулятора приведет к волоките и злоупотреблениям. «Аудит должны проводить страховые компании, оценивая, таким образом, свои риски. Ведь страховщики гарантируют клиентам возврат денег и отвечают своими финансовыми резервами, а значит именно им и оценивать риски. В том числе и посредством оценки деятельности оператора, с точки зрения его финансовой устойчивости. Причем, путь можно выбрать любой: либо проводить аудит за счет туроператора, либо за счет самого страховщика», - рассуждает Тарас Кобищанов.

Вместе с тем, большинство участников рынка настаивает именно на усилении государственного контроля, отмечая, что только таким способом возможно достичь прозрачности рынка. В частности, высказывались предложения о наделении Ростуризма полномочиями по исключению операторских компаний из федерального реестра, или приостановке их деятельности. «Важно, чтобы эта властная вертикаль была уравновешена общественной горизонталью. Необходимо обеспечить членство всех туроператорских компаний в СРО. И тогда, столь серьезные решения, как исключение оператора из реестра или приостановка его деятельности можно будет принимать только с согласия исполнительных органов той же СРО, в которой компания состоит», - поясняет Тарас Кобищанов.

Кроме того, рассматривается вопрос о введении ответственности операторов, аналогичной той, которая действует в банковском секторе. «Вне всякого сомнения, должно быть повышение роли государства. Я за возвращение лицензирования туроператоров, за проведение их аудита. Нам это выгодно. России пора делать туроператорский бизнес прозрачным, а государству вмешиваться в этот процесс более активно. Ведь «Капитал тур» сдавал балансы в банк, другое дело – что в этих балансах было отражено. В банковском секторе есть персональная ответственность руководителей, то же должно быть в туризме. Банковские менеджеры заносятся в «черный список». Если бы это было в туризме, «Капитала» бы вообще не было», - рассуждает президент компании «Южный Крест» Андрей Кузнецов.

Идея дисквалифицировать руководство «проштрафившихся» туроператоров давно обсуждается в отрасли. Казалось бы, создание подобных списков и введение запрета на занятие профессией постепенно исключит из турбизнеса неумелых управленцев. Однако эффективность данного механизма опять же упирается в открывающиеся возможности злоупотреблений.  «Запрет на профессию – мера правильная. Она не обеспечивает того, что руководитель операторской или агентской компании снова не вернется в бизнес в другой роли, но это является хоть какой-то гарантией. Конечно, как показывает опыт, запрет на профессию не панацея, но мера нужная», - рассуждает Тарас Кобищанов.

Предполагается также, что все озвученные меры должны быть подкреплены и увеличением финансового обеспечения. «Сумма фингарантии должна быть не менее определенной величины. Оценку должен провести страховщик, вступив с туроператором в диалог по поводу размера страховой премии, которую оператор готов платить страховщику», - говорит Тарас Кобищанов. Это, впрочем, не исключает ситуаций, при которых обанкротится не только туроператор, но и страховщик. Поэтому, по словам Тараса Кобищанова, необходимо также ввести механизм перестрахования, по типу ОСАГО.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР