28 марта, четверг
 
 

Кому досталась доля Booking.com на российском рынке

Совокупная доля западных платформ на рынке онлайн-бронирования гостиниц в России в 2021 году составляла, по оценкам аналитиков, 80,4%. Такие данные были озвучены в рамках панельной дискуссии на XIII выставке-конференции технологий в турбизнесе – Travel Winter IT WorkShop (TWITW). Там же рассказали, как сейчас перераспределились доли на рынке и что будет дальше.

По данным компании Bnovo, поставщика IT-решений для отелей, через сервисы которого проходят порядка 15 млн бронирований в год, в мае 2021 года 77,3% бронирований у отелей – клиентов сервиса, приходили с Booking.com, еще 3,1% – с AirBnB.

Доля прямого бронирования (через модуль бронирование на сайте) составляла 10,9%. Остальные 8,7% рынка были распределены между несколькими отечественными игроками онлайн-бронирования отелей – Bronevik.com, Ostrovok.ru, «Академсервис» (acase.ru) и рядом других. Доля каждого из них была менее 2%.  

Такие данные привел в ходе панельной дискуссии «Ветер перемен в отечественном турбизнесе», состоявшейся 9 ноября в рамках TWITW, генеральный директор Bnovo Валентин Микляев. Как добавил генеральный директор МТС Travel Вадим Мельников, онлайн-витрина в виде Booking.com была необходима прежде всего небольшим объектам размещения – апартаментам, мини-отелям, гостевым домам, гостиницам с небольшим номерным фондом и ограниченным бюджетом на продвижение.

По данным Bnovo, рынок онлайн-бронирования отелей в России, спустя два месяца после ухода Booking.com, кардинально поменял структуру каналов, но, как ни удивительно, практически не потеряв сами объемы бронирования. На объемах бронирований начало СВО на Украине вообще никак не сказалось, просто на время рынок показал всплеск прямых бронирований, затем ситуация постепенно нормализовалась.

Так, в мае 2022 года доля прямого бронирования (на сайте отелей) выросла по сравнению с маем 2021-го почти в три раза – до 30,7% всех заказов – то есть отняла только пятую часть у прежней совокупной доли Booking.com и AirBnB. Но остальные 69,5% всего рынка успешно осваивают сейчас российские системы онлайн-бронирования – их совокупная доля выросла за год почти в 8 раз.

Так, по статистике Bnovo, в 2022 году три самых крупных игрока, максимально нарастивших свою долю – Ostrovok.ru (31,0% бронирований), 101hotels.com (12,2%), Яндекс.Путешествия (6,6%). Далее идут Bronevik.com – 5,1%, Sutochno.ru – 3,5%, OneTwoTrip – 2,1%, Google – 1,9%, «Академсервис» (acase.ru) – 1,8%, Tvil.ru – 1,8%.  

Доли рынка онлайн-бронирования отелей в мае 2022 года по данным Bnovo, представленным на конференции TWITW. Фото: АТОР

При этом в Bnovo отмечают и стремительный рост такого пока еще небольшого канала, как бронирования отелей с онлайн-карт (например, карт в Яндексе или Гугле): количество бронирований с карт после ухода Booking.com выросло в 50 раз.

На фоне достаточно успешного освоения российскими игроками ниши западных систем, когда-то превалировавших на рынке онлайн-бронирования отелей в России, участники панельной дискуссии на TWITW согласились, что постановка вопросов о создании некоей «государственной» альтернативы Booking.com выглядит сейчас неактуальной. Впрочем, по их данным, это понимает и государство: так, Минцифры сейчас не ведет разговоров с участниками рынка относительно создания некоей «единой национальной системы бронирования».

Тем не менее, по прогнозам экспертов, сегодняшнее состояние рынка – совсем не окончательное, а Booking.com пока все еще нет равноценной замены для отельеров (и в смысле технологичности, и в смысле известности у конечного потребителя, и в смысле доли рынка). Но вскоре ситуация изменится, считает  генеральный директор МТС Travel Вадим Мельников.

«Если сейчас в сегмент онлайн-бронирования для конечного потребителя пришло множество, более полусотни игроков, то в дальнейшем рынок неизбежно будет концентрироваться, и один-три игрока займут в совокупности три четверти рынка онлайн-бронирования отелей в России» – считает он.

В этом случае большие игроки будут масштабно вкладываться и в технологии, и в свой маркетинг и узнаваемость у потребителя, став для отельеров настоящими заменами ушедшего «букинга»

Редакция «Вестника АТОР»

Фото: АТОР

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР