Поезда подземок мира без машинистов: преимущества и нюансы

В московском метро к 2026 году планируют запустить перспективный беспилотный поезд. Одна из основных тенденций систем метро в мире – отказ от машинистов. В будущем это позволит сэкономить на оплате работы сотрудников, а также избавит систему от человеческого фактора. Рассмотрим, где еще в мире поезда подземки оснащены беспилотной системой.

3 ГОДА ДО ПОЯВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ПОЕЗДОВ МЕТРО В МОСКВЕ

Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в своём телеграм-канале, что сейчас идёт активная работа над перспективными поездами нового поколения. Они будут отличаться повышенным уровнем комфорта и хорошей шумоизоляцией.

"Мы упорно работаем над созданием многообещающего нового поколения поездов, которые смогут выйти на производственную линию с 2026 года. Новый поезд будет вмещать больше пассажиров, его двери будут рекордно широки, а внутри станет тише и комфортнее. Мы также изучаем возможность внедрения автономной работы и беспилотного управления", - отметил мэр столицы.

БЕСПИЛОТНЫЕ ПОЕЗДА В ПОДЗЕМКАХ МИРА

Полностью беспилотных систем метро в мире не так уж и много. Такую систему постепенно внедряют в Париже, автоматизирована вся система поездов в Дубае. В 2016 году первое беспилотное метро запущено в Гонконге - там курсируют составы с системой полного автоматического управления, без кабины водителя. Примечательно, что составы не только самостоятельно включаются и работают, но могут обнаруживать неисправности, а также автоматически чиститься.

Для тех, кто впервые сталкивается с полностью автоматизированными поездами, это зрелище захватывает - вместо кабины в первом и последнем вагонах - окна. Таким образом, пассажиры первого вагона могут наблюдать через лобовое стекло и тоннель, и бегущие под колесами рельсы.

Система автоматизации 2 и 3-го классов, где машинист требуется только для контроля за работой системы, внедрена во многих метрополитенах мира. Такие поезда ходят в Сеуле, Мадриде, Пекине, есть они и в городах Италии, Швейцарии, США, на Тайване, в Венгрии, Дании, в Германии. У подобных поездов остается кабина машиниста, и пассажир практически никакой разницы с обычным поездом не чувствует. В метро Сингапура около 200 км автоматизированных линий - это самая длинная система беспилотного метро в мире.

Первый беспилотный пассажирский поезд был запущен в 2018 году в Великобритании между английскими городами Питерборо и Хоршем. Машинист в таком поезде фактически превратился в швейцара - все его функции свелись к управлению дверями состава.

Сообщалось, что и в Москве по Кольцевой линии несколько лет назад в тестовом режиме запускали поезд на системе автопилота, которую разработали в НИИ Приборостроения имени Тихомирова. Однако в полноценном режиме беспилотники пока еще так и не были запущены.

НЮАНСЫ БЕСПИЛОТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В работе беспилотных поездов есть как свои преимущества, так и нюансы, которые необходимо учитывать при внедрении их в транспортную систему городов.

Так, при большом потоке народа, в часы пик, машинист способен справиться с работой гораздо качественнее беспилотника - он не закроет двери раньше, чем зайдет последний человек. В случае форс-мажоров, когда необходимо вызвать скорую или полицию, человек также справится более эффективно.

Однако и это не основное. Главное, что нужно учесть в процессе полного перехода к беспилотным системам управления - это человеческий фактор. Дело в том, что пока еще далеко не все пассажиры готовы принять то, что их средством передвижения будет управлять не человек, а робот-машина. И эту психологическую составляющую необходимо еще преодолеть.

Александра Тихонова

Фото сгенерировано нейросетью

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР