19 марта, вторник
 
 

Туристическая отрасль в активном поиске

Туристическая отрасль на фоне всех пережитых кризисов столкнулась с нехваткой соискателей: кандидаты настороженно относятся к вакансиям в туризме, а в связи с переформатированием рынка ему требуются специалисты по внутреннему туризму, которых мало. Изучили тенденции рынка труда в туризме, рассказываем о результатах.

После событий последних трех лет туристический рынок сильно просел в привлекательности для соискателей, считают опрошенные «Вестником АТОР» эксперты. Люди предпочитают более стабильные отрасли. Нехватка персонала в той или иной степени ощущается во всех сегментах рынка. Отельному бизнесу недостаточно линейных сотрудников, компаниям из авиаотрасли – менеджеров по бронированию билетов, туроператорам – менеджеров по продукту и по продажам. Довольно сильно пострадали агентства делового туризма. Запрос на организацию командировок остался, а специалистов, готовых их обрабатывать, стало меньше.

Довольно интересную шутку сыграла автоматизация многих процессов и привитая «пандемией» привычка к «удаленке»: вакансии, позволяющие трудиться из любой точки мира, чаще оказывались более привлекательными, чем требующие личного присутствия на работе.

Но в целом туристическая отрасль не предполагает большого количества удаленных рабочих мест: основные сотрудники, обеспечивающие работу транспорта, чистоту и порядок в отелях, приготовление еды в ресторанах и сопровождение туристов, естественно, должны присутствовать «на месте событий». 

Сыграла свою роль и демографическая яма тридцатилетней давности, отмечают эксперты: туризм, как и многие работодатели, ощутил ее влияние.

КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ СТАТИСТИКИ ТУРОТРАСЛИ

Ориентироваться в статистике сейчас особенно сложно: на протяжении трех лет на рынок действовали непреодолимой силы внешние факторы, приводящие к скачкообразной динамике любых показателей.

При видимом росте в процентном соотношении более детальное рассмотрение покажет, что этот рост, например, достигнут по отношению к «низкой базе», а небольшое с виду падение окажется 50% спадом в сравнении со стабильными годами. Что, кстати, актуально не только для статистики рынка труда в туризме. Этим знанием не стоит пренебрегать и при оценке остальных показателей туриндустрии и экономики страны в целом.

Рассмотрим c этой точки зрения данные портала hh.ru, показывающие 13% рост интереса соискателей к туротрасли в феврале 2023 года в сравнении с февралем 2022 года.

Динамика числа активных резюме в профессиональных сферах год к году. Слайд из презентации HH.ru

Важно понимать, что год назад этот показатель значительно просел даже в сравнении с «ковидным» 2021 годом. Путем бесхитростного математического вычисления можно установить, что резюме в 2023 году стало на 4,3% меньше, чем было в и без того кризисном 2021 году.

А вот вакансий стало больше на 3,6% в сравнении с 2021 годом и, соответственно, на 8% больше, чем в 2022 году.

Динамика числа активных вакансий в профессиональных сферах год к году. Слайд из презентации HH.ru

Еще один статистический подвох – сравнение несравнимых сезонов.

Например «динамика отрасли за полугодие» в практическом смысле фактически ни к чему не применима, поскольку туризм – это бизнес с ярко выраженной сезонностью. И сравнивать можно разве что динамику изменений за полугодие в этом году с аналогичным показателем в прежние годы, но никак не июль и февраль между собой, что делают, вопреки здравому смыслу, довольно часто. Это же будет верно для продажи авиабилетов, загрузки отелей и спроса на направления.

Проанализировав многочисленные исследования и обзоры, специалисты АТОР пришли к выводу, что правильнее всего при оценке рынка труда в туризме опираться на аналитику и экспертное мнение самих игроков рынка, на взгляд изнутри.

ТУРОПЕРАТОРЫ НУЖДАЮТСЯ В СОИСКАТЕЛЯХ, НО ОНИ НЕ СПЕШАТ ВОЗВРАЩАТЬСЯ

Туроператоры обращают внимание на несколько системно значимых тенденций.

«Сейчас на рынке гораздо меньше соискателей, чем в 2019 году. Во время пандемии COVID-19 и после февральских событий многие были вынуждены проводить оптимизацию персонала, однако спрос на хороших специалистов быстро восстановился до допандемийного уровня», – говорит директор по персоналу и организационному развитию туроператора FUN&SUN Ксения Калинина.

По данным сервиса Авито Работа, например, в январе 2023 года количество предложений для гидов на выросло на 27% в сравнении с первым месяцем прошлого года.

В туроператорских компаниях вакансии есть, подтверждают в «Русском Экспрессе». Сейчас многие компании делают фокус на страны СНГ и регионы, активно ищут там сотрудников. Однако по сравнению с прошлым годом кандидатов стало меньше, мало откликов на вакансии. В регионах практически нет свежих размещенных резюме и просмотров вакансий со стороны кандидатов.

«Соискателей почти нет, ситуация печальная: продолжается отток из индустрии в целом. Снизилось доверие к работе в отрасли: многие потенциальные сотрудники слабо верят в ее стабильность, сильные и опытные предпочитают работать на себя удаленно, либо на компании, где предлагаются индивидуальные условия», – поделилась директор департамента рекламы и PR туроператора «Русский экспресс» Анна Филатовская.

Представители ряда других опрошенных компаниий также говорят, что сложности в подборе возникают из-за желания соискателей кардинально сменить сферу деятельности - из-за турбулентности рынка туризма, который начался еще с «пандемии».

Например, в «Мультитуре» соглашаются, что есть дефицит специалистов по туризму, претендующих на вакансии со средним уровнем дохода.

ЗАРПЛАТНЫЕ ОЖИДАНИЯ СОИСКАТЕЛЕЙ ОПЕРЕЖАЮТ ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Разные взгляды работника и работодателя на заработную плату, судя по данным игроков рынка и профильных аналитиков, стали второй после «общего недоверия к отрасли» причиной дефицита сотрудников.

В «Мультитуре» подчеркивают, что кандидаты стали очень «избалованы» в зарплате и оценивают свой труд как минимум от 80 тыс. руб. и выше, тогда как платить им готовы в среднем 60-70 тыс. руб.

В гостиничной сфере, по оценкам компании AZIMUT Hotels, ожидаемый уровень оплаты труда с осени прошлого года вырос на 5%: с 53,4 тыс. рублей до 56,1 тыс., что на 15% выше уровня реально предлагаемой зарплаты, которая за этот период не менялась и остается в районе 48,8 тыс. руб.

«Ежегодно мы расширяем штат на 10-15%, этот год не будет исключением. Работа в отельных сетях привлекательна благодаря корпоративным программам обучения, возможности получения новых профессий непосредственно в компании, высокая востребованность специалистов в отрасли и, как следствие, быстрый карьерный рост. Так, управляющий отелем в среднем по Москве и Петербурге может претендовать на зарплату в 90-100 тыс. рублей», – рассказывает директор по персоналу региона Россия AZIMUT Hotels Марина Попова. 

Зарплаты в туристической отрасли. Фото Rawpixel

А вот медианная зарплата гида, например, по данным Авито Работа, за год выросла на 17% и составила 50 тыс. руб. в месяц. Но фактическая зарплата сильно зависит от региона. Во Владивостоке гиду в среднем платят 76,5 тыс. руб., в Волгограде и Вологде по 65 тыс. руб., на третьем месте по зарплатной привлекательности оказалась Самара, где гид в среднем получает 62,5 тыс. руб. в месяц.

Но опрошенные «Вестником АТОР» специалисты напоминают, что оплата труда в туризме часто зависит и от фактических продаж, что делает ее менее стабильной.

«Еще одна особенность: кандидаты с опытом работы в туризме не хотят продолжать карьеру в клиентских подразделениях из-за страха остановки продаж, отмен бронирования и, как следствие, уменьшения комиссионного дохода», – говорит Ксения Калинина из FUN&SUN.

Сдельная и почасовая схема оплата работы стала популярной и для гидов.

«Нередко зарплата складывается из фиксированной ставки и процента от продаж. В этом случае гид совмещает основные обязанности с задачами менеджера по продажам, а потолок оплаты труда зависит только от навыков и усилий», – отмечает управляющий директор Авито Работы Артем Кумпель.

ТУРОПЕРАТОРЫ ИЩУТ СОТРУДНИКОВ, КОТОРЫЕ УМЕЮТ РАБОТАТЬ ПО-НОВОМУ

Специалисты Национального туроператора АЛЕАН констатируют, что некоторые сложности возникают при подборе менеджеров по продукту и по продажам из-за специфики отрасли и необходимого уровня экспертности специалистов.

«Мы специализируемся на внутреннем туризме, а это направление стало популярным и актуальным не так давно», – объясняют в компании.

Туроператору нужны эксперты по созданию концепции отдыха.

«В прошлом году многие популярные направления оказались недоступными, поэтому нужно открывать новые горизонты, а также придумывать интересные предложения в существующих направлениях. Для этого очень нужны специалисты по продукту, которые понимают потребности клиентов, умеют разрабатывать интересные путешествия и увеличивать средний чек покупки», – говорят в FUN&SUN.

В качестве примера приводят желание клиента купить не только экологический тур или оздоровительный отдых, но и дополнительные впечатления – ужин с традиционной кухней под живую музыку или мастер-класс по изготовления сувенира, которые обогатят поездку и превратят ее в путешествие, даже если клиент просто поехал в соседний регион.

Кроме того, компания активно развивает туры на ранее малоизвестных направлениях, поэтому существует острая потребность в специалистах по формированию турпродукта.

Турбизнес ищет digital специалистов. Фото Rawpixel

В этом году компании требуется большое количество сезонных специалистов для поддержки продаж (менеджеры отдела бронирования, менеджеры по трансферам, по работе с туристическими агентствами), а также IT-специалистов и разработчиков. Помимо этого, есть острая потребность в профессионалах в области SMM-продвижения, грамотных копирайтерах разных жанров и медиа-менеджерах.

В FUN&SUN тоже ищут специалистов IT- и digital-профиля.

«Мы активно нанимаем специалистов – носителей компетенций будущего, которые умеют создавать IT-решения и понимают, как интегрировать наши ресурсы с системами партнеров (платежными, бронирования и так далее). Сейчас у нас много проектов, связанных с онлайн-продажами, маркетплейсом дополнительных сервисов и услуг, поэтому нам нужны эксперты, которые смогут сделать наши сервисы удобными и привлекательными для клиентов, а также рассказать о них», – говорят в компании.

БОЛЬШИХ СЛОЖНОСТЕЙ МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, ЕСЛИ НАНИМАТЬ СОТРУДНИКОВ СЕЙЧАС

Опрошенные «Вестником АТОР» специалисты в основном не берутся делать прогнозов на лето-2023, поскольку зависимость рынка от внешних обстоятельств на данный момент крайне высока. Количество вакансий, скорее всего, будет превышать количество резюме.

«Если будет продолжаться такая динамика роста бизнеса, будет все больше новых вакансий по всем отделам. В среднем мы выводим до 20 сотрудников ежемесячно в разные отделы», – говорит Анна Филатовская из «Русского Экспресса».

В FUN&SUN ожидают сохранения повышенного спроса на внутренний туризм, и как следствие – на специалистов, создающих и продающих такие продукты.

Но катастрофических сложностей с набором сотрудников в летний период все же не предвидится, если запустить этот процесс уже сейчас и планомерно закрывать необходимые вакантные места.

СОИСКАТЕЛЕЙ ЖДЕТ РАБОТА ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ, НО ЗОЛОТЫХ ГОР НЕ ОБЕЩАЮТ 

Таким образом, можно сделать несколько важных выводов в отношении рынка труда в туризме.

Во-первых, отрасли сейчас не хватает сотрудников всех уровней: от линейного персонала до управленцев и топов. Это вызвано как снижением уровня доверия соискателей к туррынку, так и разницей в зарплатных ожиданиях соискателей и возможностях работодателей.

Во-вторых, туроператоры вынуждены пересматривать свою работу в силу давления внешних факторов. Нужны сотрудники, которые умеют думать по-новому, которые знают новые для массового туризма регионы и умеют их «красиво подать».

В-третьих, и для кандидата, и для работодателя может быть интересным вариант совмещения работником смежных обязанностей, комбинирования полного и неполного рабочего дня, а также фиксированной и сдельной оплаты. Гибкость поможет одной стороне наилучшим образом проявить свои таланты, а другой - не утонуть под грузом ФОТ. 

В-четвертых, отрасли по-прежнему нужны IT- и digital-специалисты. В том числе, и по продвижению, чтобы созданный новый продукт грамотно доносить до потребителя в цифровых каналах.

С одной стороны, туристическая отрасль сейчас переживает кризис, стабильности как всегда не хватает. С другой стороны, она чувствует себя явно лучше, чем ожидалось – вакансий на рынке больше, чем кандидатов. Тех, кто решится в 2023 году связать свою жизнь с туризмом, ждет много новой и интересной работы, хотя зарплатные ожидания и придется попридержать.

Екатерина Тропова

Фото Rawpixel.com, HH.ru 

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР