Реклама на сайте На сайте зарегистрировано 263643 пользователей
Перейти на главную страницу Написать письмо в АТОР Карта сайта $lang['icon_print']
Русская версия English version

Вердикт экспертов: к просмотру обязательны

29.03.2017

Вердикт экспертов: к просмотру обязательны

Продвижение туристических маршрутов нескольких регионов под единым федеральным брендом сейчас, можно сказать, в тренде. «Золотое кольцо», «Великий чайный путь», «Великий шёлковый путь», «Русские усадьбы»… К последнему теперь присоединилась и Смоленская область. Причём эксперты из Министерства культуры РФ, проверяющие готовность региона к приёму туристов по маршруту «Усадьбы Смоленщины», дали достаточно высокую оценку прежде всего объектам показа.

Под общим брендом

Федеральный проект «Русские усадьбы» при Министерстве культуры существует с 2014 года. Его цель – создать уникальный турпродукт, который заинтересует туриста любого возраста и достатка, и тем самым помочь регионам развить туристскую инфраструктуру и привлечь финансы.

Сам маршрут «Русские усадьбы» организован по принципу «от памятника к памятнику» на территории разных областей центра страны. Усадьбы, которые вошли в него, – это места-бренды, интересные не только россиянам, но и иностранным туристам, поток которых сейчас на подъёме. Достаточно только назвать имена людей, которые там родились и жили: Лев Толстой, Иван Тургенев, Сергей Рахманинов, Василий Поленов, Николай Римский-Корсаков…

– Смоленщина была просто обязана войти в этот проект, – считает руководитель рабочей группы комитета по импортозамещению экспертного совета при Министерстве культуры РФ Ирина ПЕТРОВА. – Потому что люди, чьи дворянские гнёзда были на территории вашего региона, – это достояние России. Глинка, Грибоедов, Нахимов, Тенишевы – это известнейшие имена, которые олицетворяют Смоленщину. И я думаю, что те усадьбы, которые будут представлены на маршруте, не просто логично впишутся в общий федеральный проект, но и украсят его.

Не только о войне

Конечно, «Русские усадьбы» – далеко не первый федеральный проект, в котором участвует Смоленская область. Однако все прежние были связаны в основном с военно-патриотической темой, а этот позволит говорить о регионе в контексте культурного наследия.

– К сожалению, пока в пространстве России Смоленщина представлена именно с военно-патриотической точки зрения, – замечает Ирина Петрова. – Эта тема даже не прикрывает, а полностью закрывает другие, которые просто невозможно не продвигать. Конечно, о войне и патриотизме ни в коем случае забывать не следует – это очень важно. Но и культурные ценности тоже никто не отменял. Тем более когда речь идёт о регионе, настолько ими богатом.

Ещё один нюанс: пока в межрегиональных маршрутах Смоленск фигурирует как проездной город. Как правило, туристы заглядывают к нам на один-два дня по пути из Москвы в Беларусь или Европу. А между тем нам есть что показать, чтобы народ ехал сюда не только транзитом и задерживался на более длительный срок.

– Смоленская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом и имеет все условия для превращения в один из самых перспективных туристских регионов России, – полагает начальник областного департамента по культуре и туризму Сергей ЧЕРНЯКОВ. – На территории Смоленщины расположены более 4 тысяч объектов культурного наследия. Нами разработаны 69 туристических маршрутов. Мы готовы принимать гостей в рамках импортозамещения по всем приоритетным направлениям развития туризма в регионе.

Экспертизу прошли

Тур «Усадьбы Смоленщины», который был разработан специально под федеральный проект «Русские усадьбы», рассчитан на три дня. За это время туристы посещают музей-заповедник «Хмелита», музей-усадьбу «Новоспасское», историко-архитектурный комплекс «Теремок», Вязьму, Ельню и Смоленск. 

С 21 по 23 марта по этому маршруту проехали специалисты рабочей группы комитета по импортозамещению экспертного совета при Министерстве культуры РФ. Им важно было понять соответствие всех составляющих тура стандартам, предъявляемым к федеральным брендам. Эксперты оценивали буквально всё: места показа, гостиницы, питание, санитарные условия, наличие парковок и указателей, путевую информацию… Оценивали, чтобы дать рекомендации. И не на уровне «плохо-хорошо», а очень конкретно: что надо сделать, чтобы проект развивался. 

– Хочу отметить, что тур был организован профессионально – спасибо за это администрации региона, – поделилась Ирина Петрова. – Хорошо продуман маршрут, мы шли по времени и всё успели. И честно скажу, мы были удивлены, что у вас региональные объекты оказались гораздо интереснее федеральных – и по информационному содержанию, и по интерактиву.

Гости пришли в восторг от концерта, устроенного артистами областной филармонии в усадьбе М.И. Глинки. Романсы, лирические песни, музыкальные произведения, звучавшие в доме композитора, стали ярким финалом экскурсии.

А в школе на территории историко-архитектурного комплекса «Теремок» экспертам пришлось сесть за парты, чтобы пройти мастер-класс по чистописанию. Под руководством сотрудника музея-заповедника каждый смог освоить старорусский алфавит со всякими диковинными «ижицами», «фитами» и «червалями», скопировав его себе на листочек с помощью пёрышка и чернил. 

Малые города

Помимо усадеб тур даёт возможность познакомиться с древними смоленскими городами: Вязьмой (более подробно) и Ельней (в режиме путевой информации).

– Купеческая Вязьма прекрасна, и она очень логично вписывается в этот маршрут, – считает Ирина Петрова. – Понятно, что после Великой Отечественной мы не можем представить её как целый купеческий город. Но даже то, что осталось: особняки, площади, православные святыни, – позволяет говорить о ней именно в этом контексте.

Хорошим дополнением к теме может стать и история вяземского пряника, но пока, по мнению экспертов, над этим ещё необходимо поработать.

– Просто получить пряник и прочитать, как он делается, неинтересно, – поясняет Ирина Петрова. – Это должен быть какой-то интерактив, производство, мастер-класс. И пока рано говорить о вяземском прянике как о бренде – его нет. Есть только исторический факт – спасибо Пушкину.

Что касается Ельни, то для большинства она ассоциируется прежде всего с Великой Отечественной войной – как родина советской гвардии и город воинской славы. И мало кто помнит, что это один из древнейших городов Смоленщины. Здесь бывал Пётр Первый, здесь в 1812 году на два дня останавливался Кутузов… Именно об этих и других исторических фактах и легендах и рассказывает экскурсовод на маршруте.

С удовольствием

Смоленску в этом туре отводится целый день. Безусловно, сюда входит обзорная экскурсия по городу, во время которой гости не только знакомятся с основными достопримечательностями, но и в продолжение разговора посещают места, связанные с именами М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, М.К. Тенишевой.

Кроме того, эксперты настоятельно рекомендовали обязательно включить в программу экскурсию в Художественную галерею. Что очень даже логично, поскольку произведения изобразительного искусства тематически тесно связаны с усадебным бытом. Ещё одна параллель – некоторые полотна в экспозиции музея попали сюда именно из дворянских усадеб. Или из коллекции княгини Тенишевой – это тоже в продолжение общей темы.

– Откровенно говоря, Смоленск нам очень интересен, – говорит Ирина Петрова. – Здесь есть что посмотреть. На мой взгляд, у Смоленска своё лицо, богатая история и есть всё, чтобы провести здесь целый день и получить удовольствие, а может, даже и испытать культурный шок.

Слабое звено

Своим мнением о маршруте «Усадьбы Смоленщины» эксперты поделились во время круглого стола с представителями областной администрации и турбизнеса. Прозвучало много конструктивных предложений, которые, безусловно, помогут региону на достойном уровне представить свой продукт в рамках федерального проекта.

Если не вдаваться в частности, интересные, пожалуй, только специалистам, то в общем можно резюмировать следующее. Маршрут готов. «Хмелита», «Новоспасское» и «Теремок» находятся в очень хорошем состоянии. И, цитируя всё ту же Ирину Петрову, «это не просто объекты, достойные просмотра, – они обязательны для просмотра».

В качестве рекомендаций для «Хмелиты» было предложено продумать несколько дополнительных интерактивных программ, посвящённых А.С. Грибоедову не только как литератору, создавшему бессмертное «Горе от ума», но и как гражданину, поскольку его заслуги на дипломатической службе не менее значимы. Причём программы эти должны быть рассчитаны на разные категории посетителей.

Пока остаются вопросы по инфраструктуре: о состоянии дорог, наличии информационных указателей, парковок, организации санитарных установок. И здесь, по мнению экспертов, без помощи администрации региона не обойтись. В том числе и по привлечению в проект представителей бизнеса. Потому что какими бы прекрасными ни были объекты показа, без соответствующей инфраструктуры разговор о конкурентном турпродукте, достойном быть представленным на федеральном уровне, будет бессмысленным.

От первого лица

Ирина Петрова, руководитель рабочей группы комитета по импортозамещению экспертного совета при Министерстве культуры РФ:

– Смоленщина хорошо присутствует в межрегиональных программах. Можно сказать, турпродукт есть, и он продаётся. Однако то количество гостей, что принимает регион сейчас, ничтожно мало по сравнению с возможностями, которые у него есть. 

Опять же практически во всех межрегиональных маршрутах Смоленск фигурирует как проездной город, хотя имеет полное право занять своё место, достойное его исторической и культурной ценности. И трёхдневный маршрут «Усадьбы Смоленщины» в рамках федерального проекта «Русские усадьбы» как раз даёт такую возможность.

Мы надеемся, что этот тур будет интересен не только россиянам, но и иностранным туристам. Потому что имена Александра Грибоедова, Михаила Глинки, Марии Тенишевой известны далеко за пределами нашей страны, и их родовые гнёзда – это прекрасная возможность прикоснуться к великому культурному наследию.

Въездной рынок сейчас на подъёме. И не воспользоваться этим и не получить дополнительный поток иностранцев будет недальновидно. Тем более учитывая ваше географическое положение по дороге в Европу.

Сергей Черняков, начальник областного департамента по культуре и туризму:

– Администрация области проводит активную работу по включению региона в проекты Министерства культуры России. И то, что сегодня мы принимаем экспертную группу, – очень хороший показатель. Это значит, что мы потенциально интересны российскому туристу, нас хотят видеть и слышать.

Кстати, по рейтингу туристской привлекательности и туристическому потенциалу Смоленская область вошла в перспективную группу. Невысокие цены на проживание в гостиницах, введение информационных технологий существенно укрепили наши позиции в сегменте выходного дня.

В 2015 году Смоленск вошёл в топ пятнадцати самых популярных российских городов для путешествий в новогодние каникулы, а в 2016-м стал одним из лидеров по посещению в майские праздники. Увеличилось в последнее время и число индивидуальных туристов.

Хотя при всей положительной динамике есть и определённые трудности. И коллеги-эксперты, конечно же, обратили на них наше внимание. Прежде всего речь идёт о состоянии дорог регионального и муниципального значения, отсутствии качественной придорожной инфраструктуры, недостатках с инженерными коммуникациями на объектах культурного наследия…

Однако я хочу заверить, что мы готовы к такой конструктивной критике, готовы к диалогу и, безусловно, понимаем необходимость скорейшего решения этих проблем.

Дмитрий Алексеев, заместитель директора Смоленского музея-заповедника:

– Я считаю, что включение нескольких наших подразделений в маршрут «Усадьбы Смоленщины» – это важный шаг не только для развития туризма в нашем регионе, но и для самих этих музеев. Ведь это потенциальные туристы, реклама, доход и возможность вкладывать деньги в развитие: в обустройство территории, создание новых интерактивных программ…

Опять же это позволит музею-заповеднику прозвучать в новом информационном пространстве, что привлечёт внимание туристических фирм, которые смогут включить и другие наши подразделения в новые маршруты. Тем более что таких достойных объектов у нас достаточно.

Например, у нас есть прекрасный Дом-музей Н.М. Пржевальского. Может, он немного в стороне от больших дорог, но тоже достоин того, чтобы быть включённым в любые маршруты. А если учесть, что рядом расположен национальный парк «Смоленское Поозерье», то вполне можно продумать отдельный интересный тур, связанный с природой и экологией.

К сожалению, сейчас практически из всех маршрутов выпадает Исторический музей в Смоленске. Причина, честно говоря, мне непонятна, поскольку речь идёт об уникальной экспозиции, освещающей историю нашего региона с древнейших времён и до XVIII века. Кроме того, у нас есть великолепный музей скульптуры, самобытный музей «Смоленский лён»…

И самое главное: музей-заповедник готов к сотрудничеству, готов к изменениям, которые позволят более плодотворно работать с туристическими компаниями – как местными, так и федеральными. Мы понимаем, что это наш общий интерес, наше общее дело по продвижению региона.

Справка «СГ»

Проект «Русские усадьбы» был предложен на первом туристском форуме в Санкт-Петербурге в октябре 2013 года. 

В рамках тестового этапа были разработаны различные варианты маршрутов по знаменитым российским усадьбам пяти областей: Московской, Тульской, Рязанской, Брянской и Орловской. Уже в первый год работы под единым федеральным брендом объёмы внутреннего туризма выросли в этих регионах на 61 процент. Увеличилось и количество иностранных туристов. По данным статистики, наибольший интерес к маршрутам «Русские усадьбы» проявляют жители Германии, Китая, Франции, Великобритании и Японии.

В 2015–2016 годах к проекту присоединились еще шесть регионов: Тамбовская, Калужская, Тверская, Ленинградская, Псковская и Вологодская области. Теперь среди них и Смоленская.

В числе самых посещаемых – «Ясная Поляна», «Поленово» (Тульская область), «Царицыно», «Коломенское», «Архангельское», «Шахматово» и «Кусково» (Московская область).

Источник
Вернуться назад

Внимание!

Вебинары

АТОР 24

  • 15.08.2019 - Представители АТОР приняли участие в совещании Ростуризма по вопросам формирования и развития зимнего туристского продукта в Республике Алтай
  • 14.08.19 - Исп. директор АТОР М.Ломидзе провела брифинг на тему: «Отдых дорожает, а спрос растет. Что выбирают российские туристы? Предварительные итоги летнего туристического сезона 2019» в пресс-центре ИА НСН
  • 12.08.19 - Представители АТОР приняли участие в совещании «Туризм в рамках Московской метрополии. Состояние и пути развития», прошедшее в Центре стратегических разработок

Опрос

    На какие туры вы отмечаете наибольший спрос в сентябре:
    архив
Регистрация на мероприятие