8 горнолыжных курортов, на которые можно отправиться летом

Летом с горнолыжным туризмом в Европе все обстоит не очень радужно. В теплое время года кататься здесь можно только на ледниках, но часть канатных дорог не функционирует, а катальный день длится максимум 3-4 часа. Так что это, скорее, способ провести выходные, чем цель для путешествия. Тем не менее в мире существует довольно много мест, где можно прекрасно покататься на лыжах или сноуборде с мая по сентябрь. И если не брать во внимание курьезы вроде южноафриканского Тиффинделя на границе с Лесото, где снежные пушки ночами ухитряются настрелять метр снежного покрова, то география летнего снега получается довольно обширной: это не только вершины Латинской Америки, Гренландии и Исландии, но и весьма экзотические с точки зрения горнолыжного спорта Новая Зеландия и Австралия.

Forbes отобрал восемь горнолыжных курортов, на которые можно отправиться этим летом вместо привычного отдыха у моря. Хотя некоторые из перечисленных курортов не исключают и пляжного отдыха после спуска с гор.

Риксгрансен (Швеция)

Сезон: февраль—июль
Подробнее о месте: www.stromma.se/en/Riksgransen
Ближайший аэропорт: Кируна, Швеция (130 км от Риксгрансена) или Эвенес, Норвегия (90 км от Риксгрансена)
Перепад высот: 504—909 м
Типы катания: трассы, фрирайд, бэккантри, хели-ски
Цены: ски-пасс на неделю — 1455 шведских крон, хели-ски — 5000 крон за 5 часов; предусмотрены скидки на многодневные программы

Изображение удалено.

В трехстах километрах за Полярным кругом снег стабильно держится до середины июня, а иногда даже подсыпает свежий. Шведский Риксгрансен — самый северный лыжный курорт. Официально его население составляет лишь 30 человек, однако количество обитателей существенно возрастает в сезон полярного дня — так называемого «полуночного солнца», когда подъемники работают до часу ночи. Возможно, выглядит курорт скучновато, но легкодоступные снежные просторы и отсутствие толпы даже в пик сезона (количество лыжников здесь регулируется количеством мест в единственной гостинице) делают эту глушь одним из самых привлекательных мест для завершения зимы. За день, привыкнув к сухому скользкому снегу, можно переходить к произвольной программе: например, поехать в норвежский Нарвик, чтобы выпить пива, или спуститься к фьорду Ромбак, где вас будут ждать лодка и обед, или забраться на снегоходах на соседние сопки и оставлять там первые следы, или слетать на вертолете к дальним фьордам — все это легко организуется и бронируется прямо у администратора отеля. Но главное приключение — это само полуночное катание: с 22:00 до 0:00 вертолет поднимает на три пика (2950 крон), и как раз в это время здесь тянется долгий с роскошными красками закат, после которого солнце, повинуясь законам полярного дня, снова выпрыгивает из-за горизонта.

Лас Леньяс (Аргентина)

Сезон: июнь—сентябрь
Подробнее о месте: www.laslenas.com/english
Ближайший аэропорт: Malargue (70 км от Лас Леньяс)
Перепад высот: 2240—3430 м
Типы катания: трассы, фрирайд, бэккантри
Цены: ски-пасс от 880 аргентинских песо (низкий сезон) до 1349 песо (высокий сезон) в день

Лас Леньяс — это курорт в Южном полушарии для любителей катания по неподготовленным склонам, такой же легендарный, как Шамони или Красная Поляна (до того, как там запретили выход на хребет). Правда, из России туда лететь придется четырьмя самолетами, рискуя потерять все снаряжение еще в Европе, а по прилете надо иметь в запасе много хороших книг — на случай затяжных метелей. Наградой за это станут километры целинных полей: около 250 внетрассовых маршрутов легко просматриваются и доступны с канатной дороги. Да, здесь считается хорошим тоном кататься в полном лавинном снаряжении и не забывать подписывать off-piste disclaimer (документ, подтвержадающий, что вы понимаете всю опасность катания за пределами проложенных трасс): лыжный патруль следит за этим. Все самое интересное находится за дальним кресельным подъемником Marte: вместо того чтобы ждать, пока его откопают после снегопада, все поднимаются наверх пешком, чтобы оставить первые следы в свежем снегу. Спускаясь вправо от верхней станции Marte, можно подъехать к снежному трактору (стоит у пункта первой помощи на трассе Apollo), который не только ровняет склоны, но и за $25 возит на другую сторону долины, которую так хорошо видно с подъемника. Также здесь организуют Extreme Expedition — заброски на снегоходах в сопровождении гида и спасателей. Даже для опытного лыжника рельефа хватит на несколько сезонов и без вертолета.

Тасилак (Гренландия, Дания)

Сезон: март—июнь
Подробнее о месте: www.tasiilaq.net
Ближайший аэропорт: Кулусук
Перепад высот: 0—1500 м
Типы катания: хели-ски
Цены: около €10 000 за недельную программу (перелет оплачивается отдельно)

Гренландия — самый большой в мире остров, представляющий собой, по сути, гигантский кусок льда. Высшая точка здесь — это гора Гуннбьорн, всего 3700 м. Горнолыжниками обжиты оба побережья: на западном центром стал Манитцог, где базируются гиды со всего мира. А на восточном — Тасилак, похожий скорее на полярную станцию, чем на городок. Но на этом берегу выпадает больше осадков, бухта остается замерзшей всю зиму, а среднегодовая температура ниже — все это делает атлантический снег в этой части острова легким, пушистым и глубоким. Поэтому если уж лететь в Гренландию, то стоит выбрать именно Тасилак, где бывает совсем мало народу и самолюбие приятно щекочет тот факт, что почти каждый спуск здесь — это первопроход. Катание осуществляется только с вертолетов в режиме, который европейские агентства тактично называют экспедиционным. Вертолет базируется на аэродроме Кулусука. Он рассчитан на четверых пассажиров плюс пилот и гид. При летной погоде вертолет забирает лыжников от гостиницы и за считаные минуты доставляет в район фьорда Ангмагссалик, или к фьорду Сермилик, или Сермилигак. То спуск ведет по горбатым ледовым полям, будто отлакированным и специально созданным для любителей широких жестких лыж, то нитка маршрута ныряет в чашу с метровой целиной, то выводит в узкие кулуары со стенами из хищных ледовых разломов. Высота высадок невелика — около 1500 м, но перепад оказывается внушительным, ведь спуски обычно заканчиваются на нулевой отметке над уровнем моря, прямо на пляже, с видом на айсберги и, если повезет, гренландских китов.

Валье Невадо (Чили)

Сезон: июнь—сентябрь
Подробнее о месте: www.vallenevado.com
Ближайший аэропорт: Сантьяго
Перепад высот: 3025—3670 м
Типы катания: трассовое катание, фрирайд, хели-ски
Цены: ски-пасс на неделю — 177 000 чилийских песо, хели-ски — около $400 за летный день в группе из четырех человек (цена зависит от района и высоты заброски)

Чтобы ехать сюда, нужно быть в очень хорошей форме — Валье Невадо находится в настоящих горах-шеститысячниках на высоте более 3 км над уровнем моря, а все катание сосредоточено выше 3500 м. Ощущения горной болезни почти неизбежны. Чтобы иметь достаточно времени на акклиматизацию и возможность переждать непогоду, сюда следует ехать минимум на две недели. Поначалу стоит изучить ближайшие места. Самое роскошное катание доступно влево от верхней станции подъемника Andes Express — т. н. Олимпийская чаша не отмечена на карте, поэтому там всегда можно найти кусочек целины. В соседние долины лучше не ездить — соединены они лишь символически, траверсы неудобные, времени уходит много, а в непогоду можно и вовсе застрять в Ла Парве. Да и в самой долине Невада в случае метели (которая начинается всегда внезапно) первыми закрываются дальние подъемники, выбираться с которых при плохой видимости — сомнительное удовольствие. Как только погода станет солнечной и ясной и выпадет свежий снег, бросайте все и прыгайте в вертолет: ради дешевого по европейским меркам и высотного (высадки на 4500 м) катания сюда и летят через всю планету. Самые популярные районы для вертолетного катания — это Лос Оливарос с южной стороны горы Пломо (5480 м) и Парагуерре в районе вулкана Тупунгато (6800 м). В вертолет помещается 4 лыжника с гидом и пилотом (лучше, конечно, лететь со своей компанией). Кроме активного катания здесь очень бурная ночная жизнь: в барах выпивают и пляшут до 6 утра, а ночами плавают в открытом бассейне.

Уакапапа (Новая Зеландия)

Сезон: июнь—октябрь
Подробнее о месте: www.mtruapehu.com
Ближайший аэропорт: Веллингтон
Перепад высот: 1600—2300 м
Типы катания: трассы, бэккантри
Цены: ски-пасс 86 новозеландских долларов в день

Если уж лететь летом за снегом, то почему бы не полететь к антиподам, тем более, что в Новой Зеландии и Австралии (в отличие от Южной Америки) официальный язык английский, что существено облегчит общение для большинства путешественников. В Новой Зеландии катание сосредоточено на вулкане Руапеху (2786 м), на северном склоне которого находится курорт Уакапапа, а в юго-западной части — лыжная станция Туроа. Несмотря на небольшую, по альпийским меркам, зону катания, здесь есть и вольготные ледниковые поля, и скалы, и крутые участки, и целина, и бугры, плюс отличный сноуборд-парк. Но самое увлекательное — это сам вулкан. В мире всего два места, где можно на лыжах или сноуборде съехать в кратер действующего вулкана: это здешний Руапеху и Мутновский на Камчатке. Последний раз вулкан весьма эффектно извергался в 1996 году, когда образовался новый кратер, заполненный водой, температура которой составляет около 20 градусов. Чтобы устроить себе такую прогулку, нужно нанять гида, подняться на подъемнике, немного пройти пешком с лыжами за спиной (все занимает не больше часа), а потом скатиться по подтаявшему снегу прямо в жерло вулкана. Внутри отчетливо чувствуются ядовитые испарения, так что пикник лучше устраивать на гребне кратера, а не на берегу озера.

Фолс Крик (Австралия)

Сезон: июнь—сентябрь
Подробнее о месте: www.fallscreek.com.au
Ближайший аэропорт: Албери
Перепад высот: 1450—1860 м
Типы катания: трассы, бэккантри
Цены: ски-пасс на день — от 80 австралийских долларов (в зависимости от сезона)

Самый современный австралийский курорт — Фоллс Грик — вряд ли поразит опытных лыжников своими возможностями. Однако если оставить жен и детей на трассах и нанять опытного гида, например Стива Ли — чемпиона мира и легенду австралийского горнолыжного спорта, который знает эти горы как свои пять пальцев, — то можно с лыжами за спиной дойти до совершенно невероятных склонов: крутых сбросов на горе Маккей, широких снежных полей и участков целины Rocky Knobs и Dam site. Эти программы, конечно, пользуются популярностью, а в группу берут всего 6 человек, так что стоит застолбить себе место заранее. Кроме собственно катания Фоллс Крик развлекает приезжих изо всех сил: чуть ли не каждый день здесь проводятся соревнования, на открытых верандах ресторанчиков играет живая музыка, проводятся сафари на снегоходах, кинофестивали и фейерверки. Самые буйные вечеринки сопровождают закрытие и открытие сезона. Открытие в этом сезоне совпадает с российскими длинными выходными — 12 июня.

Скидадалур (Исландия)

Сезон: апрель—июнь
Ближайший аэропорт: Акурейри
Перепад высот: 0—1500 м
Типы катания: хели-ски
Цены: около €1000 за день вертолетного катания (также включено проживание, питание, услуги гидов)

Несмотря на вулканическую активность, парализовавшую авиасообщение в Европе, над самой Исландией чистое небо, и приключенческие компании не только не отменяют туры, но и делают внушительные скидки для тех, кто все же готов лететь в Рейкьявик. Север Исландии, где в глубине фьорда находится база Акурейри, может похвастаться вершинами, где у каждого фрирайдера есть шанс оставить на склоне самый первый след — а если удастся проехать по впечатляющему маршруту, то спуск может даже получить ваше имя. Однако гиды редко приветствуют рискованную самодеятельность, хотя победителей, конечно, не судят. Если поселиться в Klængshóll Lodge (с гастрономическим рестораном и горячими источниками под боком), то до ближайших склонов будет всего три минуты лету.

Патагония (Чили)

Сезон: сентябрь—ноябрь
Ближайший аэропорт: Сантьяго
Перепад высот: 0—4500 м
Типы катания: хели-ски
Цены: по запросу

Только представьте себе, что каждое утро вы просыпаетесь в новом, еще незнакомом месте, в горах, где до вас, может быть, катались два-три человека, где всегда к вашим услугам вертолеты и гиды специально выбирают из трех десятков доступных склонов — самый пушистый, самый освещенный солнцем и с хорошим видом на океан. И при этом от вас не требуется никаких усилий, кроме как целую неделю получать удовольствие. И это не сон, а реальная возможность: вертолетное катание с яхты организуется всего в двух местах на земле — в Британской Колумбии зимой и в чилийской Патагонии летом. Яхта Atmosphere, принадлежащая Nomad of the Seas, вмещает 16 лыжников вместе с гидами, пилотами, командой, двумя вертолетами, бассейном, баром, рестораном и всеми прочими атрибутами хорошего горнолыжного курорта. Яхта идет вдоль берега, каждое утро бросая якорь в новом заливе. Почти каждый спуск здесь — первопроход, и Патагония с ее космическими пейзажами еще долго останется одним из плохо разведанных лыжных регионов хотя бы по причине космических же цен. Правда, благодаря этому она не сильно изменилась с тех пор, как ее — с того же ракурса, что и постояльцы «Атмосферы», — увидел Магеллан. Придется признать, что велика вероятность попасть в плохую погоду, когда туман не даст подняться ни на одну из вершин — тогда придется развлекаться каякингом, океанской рыбалкой, поездками на горячие источники или к морским котикам и китам. Рекламные буклеты не врут: это путешествие будет незабываемым.

Фото: pixabay.com