Пассажирский водный транспорт может стать важным драйвером экономики, но для этого нужны новые теплоходы – такое мнение высказали эксперты московского форума «Транспортная неделя 2025». Тематические сессии собрали представителей власти, ключевых отраслей бизнеса и судоходных компаний.
По данным Минтранса, общее количество пассажиров на реках России с 2020 года увеличилось на 58% до 12,1 млн в 2024 г., причем этот рост во многом обеспечили круизы.
Как пояснил Александр Пошивай, замминистра транспорта РФ, доля круизных перевозок растет в среднем на 15% в год, а их география постоянно расширяется. В этом году, например, круизное судоходство существенно увеличилось на Енисее, Байкале и Амуре.
Но есть и риски – из 110 туристических судов, работавших в этом году на реках России, действительно новыми были только 3 – это «Мустай Карим» компании «ВодоходЪ» (в навигации с 2020 г.), «Золотое кольцо» и «Аурум» компании «ГАМА» (2023 и 2024 гг. постройки). Возраст же остальных судов в среднем составляет 50 лет. И это – большая проблема.
Старым теплоходам хотят запретить допуск в порты
В данный момент правительством разрабатываются меры о поэтапном запрете допуска в порты РФ судов старше 40 лет, начиная с 1 января 2030 г. Главная претензия к ним – плохие показатели экологичности и потенциально высокая аварийность, что требует усиления контроля технического состояния и введения дифференцированных портовых сборов по возрасту – чем старше судно, тем оно будет «дороже».
И, хотя в первую очередь эти запреты коснутся грузового флота, по данным Минтранса, на реках России сейчас работает 2 839 пассажирских судов, большая часть которых также требует обновления.
Постепенная замена всего устаревшего флота будет проходить до 2035 г., но к 2030 г. по федеральному проекту «Производство судов и судового оборудования» в рамках нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» планируется построить более 300 пассажирских судов.
Среди них будут и круизные теплоходы, созданные по новым стандартам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Когда российские туристы смогут отправиться в круиз на новом теплоходе
Не хуже, чем в Турции и Египте: тест-драйв российского курорта за 41,8 млрд рублей
Рейтинг открытости: какие арктические регионы России наиболее доступны для туристов и инвесторов
Строить новые теплоходы в России пока дорого
Впрочем, признавая необходимость обновления флота, эксперты заметили важную деталь – на данный момент ни одно судно в России не может быть создано без участия государства.
«Сегодня строить суда в Китае почти в 1,5 раза дешевле, поэтому государству приходится финансово стимулировать бизнес в его желании размещать заказы на российских верфях», – рассказал Ришат Багаутдинов, генеральный директор компании «ВодоходЪ».
Ришат Багаутдинов подчеркнул, что срок окупаемости пассажирских судов составляет 25 лет. Судовладельцы просчитывают риски, и появление новых теплоходов происходит не так быстро, как хотелось бы, указал он.
По мнению эксперта, помочь в этом может гарантированное выделение бюджетных средств в рамках существующих мер господдержки. Благодаря этому речной флот мог бы стать более конкурентоспособным, что, в свою очередь, привело бы к созданию полноценной речной инфраструктуры и новому витку строительства судов.
Ольга Пегасова
Фото на обложке: «Водоходъ»