Словом года в туризме с огромным отрывом было признано понятие «ковер». Десятки тысяч человек по всей стране сталкивались в течение года с массовыми отменами и задержками рейсов, что оставило неизгладимые впечатления.
Как выбирали «слово года» в туризме
Мы предложили подписчикам телеграм-канала АТОР вместе выбрать «слово года» в туризме. В шот-лист, который эксперты туротрасли определили заранее, вошли понятия «безвиз», «ковер», «реестр», «налог», «период охлаждения», «инвестиции», «замедление», «тайфун», «мазут», «облет» и «автотуризм».
В выборе финалиста поучаствовали 1000 человек. Голосование продолжалось неделю: с 4 по 11 декабря. Можно было выбирать более одного варианта.
Всех волнует ковер, никого - инвестиции
Туристы и профессионалы туротрасли однозначно выбрали «словом года» понятие «ковер» - за него проголосовали 59% опрошенных. На почетном втором месте - «безвиз», который заинтересовал 27% респондентов. На третьем, с огромным отрывом, «мазут» - это понятие набрало лишь 7%.
Закрытие пляжей Анапы, видимо, уже подзабылось ближе к Новому году.
Что интересно: никто не проголосовал за понятие «инвестиции». Слово набрало 0% голосов.
«С «ковром» - закрытием аэропортов - столкнулись сотни тысяч людей, а с инвестированием - 2-3 человека. Отсюда и голоса», - объясняет вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Вице-президент АТОР по международному туризму, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян даже назвал постоянные «ковры» - «новой нормой». И отметил, что от закрытия аэропортов страдают не только туристы, но и турбизнес, который несет многомилионные финансовые потери.
«Тема отмены визового режима тоже постоянно звучала в 2025 году. Было сделано многое. Прорывом, конечно, стала взаимная отмена визового режима с Китаем. Остальные страны были «квази безвизовыми», но все равно приятно знать, что тебе рады и тебя к себе пускают. А самое главное, что без виз будут пускать иностранцев к нам», - отмечает эксперт.
Зачем мы выбирали «слово года»
«Слово года» — это отражение главных тенденций, а не событий. Оно резюмирует то, что больше всего занимало умы людей, как это было в 2020 году со словами «локдаун» или «ковид».
«Традиция эта относительно недавняя, но очень интересная. Она позволяет отследить то, чем мы жили в прошедший год и как об этом говорили. Язык — это всегда зеркало, и зафиксировать таким образом главные темы и их вербализацию полезно и для науки, и в бытовом смысле. Год от года не бывает одинакового набора слов, что закономерно: жизнь изменчива, и язык это отражает», - говорит филолог, преподаватель русского языка и литературы Оксана Ласковская.
Такой же подход можно использовать в любой отрасли, например, в туризме. Он покажет, что на самом деле волнует рынок, и выделит темы, которые СМИ шумно обсуждают, но которые прошли мимо внимания турбизнеса и туристов.
«Исследования слов по конкретным отраслям показывают, чем жила отрасль: что в ней появилось нового, что особенное случилось, какие темы были ведущими», - уточняет эксперт.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР