29 марта, пятница
 
 

Они сражались за море

Этой зимой планирование отпуска для нас стало тяжелее, чем сама работа. МИД России засыпал рекомендациями не ездить то в одну, то в другую страну, а люди, чтобы не сидеть положенные две недели в четырех стенах, экспериментировали над собственным отдыхом.

Больше всего волнений вызвал Египет — главная отечественная здравница. МИД разрешил въезд туристических групп в эту страну только в начале апреля, и рынок успел поменяться: впервые за 15-летнюю историю проведения маркетинговых исследований египетское направление уступило место лидера по продажам наших туроператоров. Зато, как выяснило отраслевое агентство "Банко", подтянулись другие страны: первым стал Таиланд, на треть возросла популярность Арабских Эмиратов и Индии, Вьетнам набрал почти что вдвое больше очков. Отправляясь в Индию, самую бюджетную страну региона, наши туристы не брезговали даже двухзвездочными отелями без питания и кондиционеров: так сильна у россиян тоска по лету. Вместе с тем кто-то, наслушавшись вестей о цунами, ливнях и об акулах, попытался спасти отпуск, отказавшись от пляжного отдыха в пользу культурных впечатлений. Спрос на туры в Чехию после арабских революций увеличился на треть, так же выиграла Италия. Национальное агентство по туризму этой страны давно оценило выгоду от наплыва русских путешественников: в прошлом году турпоток из России стал больше на 38 процентов и достиг предкризисного уровня. Сейчас рост должен стать еще заметнее, похоже, что революции на Востоке заставляют россиян повернуться к Европе.

Перемены, давшие о себе знать в зимнем сезоне, скажутся и на нашем летнем отдыхе. Турция планирует на 100 процентов распродать места в своих отелях: отмена визового контроля между нашими странами — символическое выражение притязаний этой страны на роль безальтернативного русского "пляжа". Туроператоры верят, что, несмотря на шоковый эффект от социальных и экологических катастроф, комфортное чувство "глобальной деревни" скоро восстановится. На фоне всех прочих путешественников наши уже давно зарекомендовали себя как неисправимые оптимисты. Например, от финансового кризиса мы отошли одними из первых: по данным международного исследовательского центра GfK Group, рост оборота выездного туризма за летний сезон 2010 года в Германии составил чуть более 7 процентов, в Великобритании — около 2 процентов, хотя в этих странах живут самые путешествующие европейцы. В России же продажи подскочили почти на 30 процентов.

К тому, что сам отдых все больнее бьет по кошельку, мы тоже привыкли. В 2010 году средний тур в Египет стал дороже на 20 процентов, в результате россияне научились экономить на еде и дороге. Эти навыки, видимо, пригодятся в наступающем сезоне: из-за роста цен на авиатопливо и дополнительных расходов на безопасность в аэропортах увеличится стоимость воздушных перевозок. Трудно предположить, к чему приведут инициативы повысить уровень страховых взносов для туроператоров. Велика вероятность, что свои социальные обязательства компании переложат на тех же клиентов, в очередной раз подняв цены. Повод для радости пока дает только Египет, пообещавший россиянам 20-процентные скидки, но вернутся ли туда потоки наших путешественников — пока вопрос.

Чтобы разобраться в море неопределенностей, которые ждут российских туристов наступающим летом, "Огонек" поговорил с Александром Радьковым, заместителем руководителя Федерального агентства по туризму.

— Как революции в арабских странах повлияли на особенности нашего отдыха?

— Если говорить о Египте, то эта страна была безальтернативным вариантом для тех, кто хотел в зимнее время недорого полежать на пляже. Несмотря на то что у нас растет сектор культурно-познавательного туризма, главное для россиян — по-прежнему отдых у моря, и с учетом нашего климата ситуация вряд ли когда-нибудь изменится. В прошлом году почти 2,5 млн россиян отдохнули в Египте, фактически после Турции с трехмиллионным потоком въезжающих россиян — это самое популярное направление нашего туризма. Местные отели держат специальные "квоты" для граждан России и очень их ждут, мы там на первом месте по прилетам, обогнали даже немцев. Само собой, закрытие такой большой "здравницы" больно ударило по турбизнесу.

Может показаться, что какие-то страны получат выгоду от того, что потоки в грядущем сезоне частично перераспределятся. Говорят о благоприятных прогнозах для Таиланда, Турции или, например, Израиля: вполне вероятно, что часть россиян действительно предпочтет эти места для отдыха. Но здесь важно понять, что такой взгляд на ситуацию учитывает очень краткосрочные процессы. На самом деле, закрытие или кризис того или иного направления наносит вред туризму в целом, в результате страдает не только "выбывшая" страна, но и ее потенциальные конкуренты. Чтобы человек мог свободно путешествовать, у него должно быть время, определенная сумма денег и уверенность в своей безопасности. Когда какой-то из компонентов отсутствует, интерес к приобретению путевок резко падает. Поэтому разговоры о кризисах в арабских странах, сообщения о цунами — все это снижает туристическую активность россиян.

— То есть минувший сезон оказался необыкновенно тяжелым для отрасли?

— Нашу отрасль постоянно лихорадит. По тем или иным причинам. Объяснение этому очень простое: мы имеем дело с людьми, с их субъективными представлениями и настроениями. Фактически состояние туризма — это очень чувствительный барометр, по которому можно судить о благополучии и стабильности в мире.

Вспомним, сколько чрезвычайных происшествий, так или иначе связанных с выездом за рубеж, случилось за последнее время. Сначала подкосил финансовый кризис, потом подоспела экология: извержение вулкана, землетрясения, пожары, ливни. Нельзя скидывать со счетов человеческий фактор. Отрасль, например, почувствовала последствия серии крупных автомобильных аварий в Египте, повлекших гибель наших туристов. А в мае прошлого года уже в Турции разбился автобус, перевозивший россиян, что тоже не замедлило сказаться. Потом появились акулы. Наконец, случился этот социально-политический кризис на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Нам пришлось срочно собираться за круглым столом — туроператорам, авиаперевозчикам, представителям Ростуризма, Росавиации, Минтранса, МИДа. Нужно было понять, как минимизировать потери для отрасли. К счастью, многие туроператоры проявили понимание, социальную ответственность: остановили продажу туров, согласились ждать, пока ситуация не нормализуется. Сейчас мы сняли все ограничения по Египту.

— Как вы определяете, когда можно отменять запреты на въезд в ту или иную страну? Египет жаловался, что россияне вернулись к ним одними из последних, когда уже и немцы, и британцы отдыхали на пляжах.

— Прежде всего мы никого не лишаем конституционного права на свободу передвижения. МИД дает только рекомендации ограничить посещение какого-либо иностранного государства, а мы уже на этом основании рекомендуем туроператорам не реализовывать путевки в определенную страну. Они идут навстречу, потому что понимают всю меру ответственности. Если туристу предлагается небезопасная услуга, то в случае любой неприятности, которая может с ним произойти во время путешествия, организатор поездки будет нести очень жесткое наказание вплоть до уголовного. Закон о защите прав потребителей все четко расписывает. Но, конечно, отдельный турист может и не поверить министерству, поехать, куда хочет, на свой страх и риск. Только вряд ли это будет правильным решением с его стороны.

— Обычно россияне быстро забывают о катаклизмах и снова начинают отдыхать за границей. Как вы думаете, на этот раз потоки наших туристов восполнятся быстро?

— Опыт вселяет оптимизм: туристическая отрасль была одним из первых секторов отечественной экономики, который после кризиса стал динамично расти. Сейчас для восстановления, вероятно, потребуется несколько месяцев. Где-то этот процесс пойдет быстрее, где-то медленнее. Туроператорам, очевидно, придется снова договариваться с отельерами, авиаперевозчиками — на это уйдет время. Нужно искать самолеты для чартерных линий: какая-то часть из них после сокращения туристических потоков в арабские страны была переориентирована на другие направления. Египет, думаю, здесь в самом выгодном положении. Туда часто летают авиалайнеры вроде Ил-86, которые в Европу, например, уже не пускают по техническим характеристикам, поэтому они покорно ждут своего часа.

Сложнее может быть ситуация с выездным туризмом на Дальнем Востоке. Там тоже живут активные путешественники, но они, конечно, ориентированы не на европейский регион, а на Японию, Китай, Таиланд, Южную Корею. Землетрясения в Японии продолжаются, экологическая обстановка крайне нестабильная, действуют ограничительные рекомендации МИДа по въезду в эту страну. Вероятно, туристический интерес к региону восстановится еще нескоро.

— Между тем Ростуризм сообщил, что собирается открыть свои представительства в Египте, Турции и Китае. То есть последний тоже рассматривается как перспективное туристическое направление?

— Китай в прошлом году посетило 2 млн россиян, поэтому это направление для нас — одно из приоритетных после Турции и Египта. Между тем функции представительств в разных государствах будут несколько отличаться. Египетский офис в первую очередь станет помогать нашим соотечественникам в решении тех проблемы, которые могут возникнуть у них во время отдыха. Практика показывает, что такая помощь им нужна. В Турции и Китае эта обязанность будет уравновешена другой — продвижением благоприятного имиджа России как страны для въездного туризма. В прошлом году, например, нас посетило только 196 тысяч турецких граждан, но, по оценкам Министерства туризма этой страны, после отмены виз поток приезжающих может увеличиться в пять раз. Эти офисы — наши первые ласточки, и они, вероятно, будут дополнены офисами в Германии, Франции, Британии и Южной Корее. Мы пытаемся хотя бы частично повторить советские достижения, когда во всем мире работало более 40 российских туристических представительств.

— Интересно, а иностранные государства борются за наших туристов? Пытаются их привлечь, открывая свои представительства?

— В СМИ часто говорится, что россияне — какие-то неправильные туристы, нецивилизованные и шумные. Но наш опыт опровергает эти представления. В действительности за нашего путешественника сегодня ведется крайне жесткая конкуренция. В России действуют более 30 офисов зарубежных стран по туризму, и я лично не знаю государства, которое бы говорило, что не хочет увеличить въезд россиян. Во-первых, наши соотечественники по-прежнему остаются очень щедрыми. Даже восприняв европейские стандарты отдыха, мы считаем излишним мелочиться на чаевых или требовать компенсаций за малейшие неудобства. Во-вторых, мы достаточно культурные. Хороший показатель — это то, что россияне, даже отправляясь на пляжный отдых, редко ограничиваются сидением за забором отеля, всегда едут на какие-нибудь культурно-познавательные экскурсии. Наша любознательность на руку принимающей стороне. Каждая страна ориентирована на развитие какого-либо из видов туризма с Россией: кому-то интересен деловой туризм, кому-то — пляжный, но в целом все очень доброжелательны.

— Хватит ли российской щедрости, чтобы оплатить путевки в наступающем сезоне? Растут цены на авиатопливо, планируется увеличить фингарантии — к чему это приведет?

— Если говорить о финансовых гарантиях, то я не считаю, что они могут повлиять на цены. Мы столкнулись с тем, что очень крупные турфирмы — вроде "Капитал тура" — могут вдруг стать банкротами. Когда оборот фирмы 2 млн рублей в день, существующие страховые гарантии в 100 млн слишком малы: все клиенты не успевают компенсировать ущерб от сорвавшихся путевок, нереализованных сделок и прочего. Нужно увеличивать страховые премии. Но для больших компаний даже увеличенные фингарантии — это ничто в сравнении с их оборотами, по-хорошему у туроператоров не должно быть причин поднимать конечную стоимость путевок для россиян.

С ценами на авиатопливо все серьезнее. Конечно, авиаперевозчики понимают, что есть планка, за которую заходить нельзя. Но и держать старые цены себе в убыток они не будут. На дешевых турах стоимость перелета может сильно сказаться. К примеру, если человек хотел купить путевку за 300 долларов, он будет недоволен, если увидит, что та стоит 350. Эксклюзивные и дорогие турпакеты разницы, скорее всего, не почувствуют: тур ценой 3 тысячи долларов будет таким же популярным, как и тур на 50 долларов дороже.

— Может быть, люди пересядут на автомобили и будут путешествовать по стране?

— Как ни странно, но в России автомобильный туризм действительно становится все популярнее. Поэтому мы, кстати, собираемся развивать необходимую инфраструктуру, особенно в районе Черноморского побережья. Нужно построить мотели, кемпинги, охраняемые стоянки для трейлеров, где люди могли бы подключить свои дома на колесах к электрической сети. Не секрет, что у нас внутренние авиаперевозки иногда дороже, чем международные. Чартерных рейсов на наши курорты как не было, так и нет: до сих пор не удается наладить устойчивые бизнес-отношения во всех сегментах местной туриндустрии. Поэтому россиянам иногда проще самим добраться до места отдыха.

При этом любовь к нашему югу у населения не ослабевает: в прошлом году на отечественных курортах отдохнули 15 млн человек, то есть в пять раз больше, чем в той же Турции. Так что летом внутренний туризм может стать хорошей альтернативой для тех, кто боится сюрпризов международной политики.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР