Реклама на сайте На сайте зарегистрировано 263642 пользователей
Перейти на главную страницу Написать письмо в АТОР Карта сайта $lang['icon_print']
Русская версия English version
Интервью
Интервью

Интервью
Интервью

Максим Радионовский: «Кризис – это не навсегда»

Мы продолжаем публиковать интервью с членами Ассоциации. В ходе бесед с корреспондентом «Вестника АТОР» руководители лидирующих компаний рассказывают о сезоне, возможном развитии событий на рынке и о наиболее значимых тенденциях в турбизнесе. 

Российский круизный рынок становится все более значимым для зарубежных круизных компаний. Даже несмотря на кризис, множество россиян отдают предпочтение отдыху на белоснежных лайнерах. О сотрудничестве российских компаний с круизными гигантами и о том, как в кризис удержаться наплаву, рассказывает генеральный директор компании «Бриз Лайн» Максим Радионовский.  

- Максим, отразился ли кризис на вашей компании?

- Конечно, отразился. Тот, кто скажет, что у него все хорошо, просто соврет. Дело в том, что все по-разному оценивают падение рынка, которое началось, кстати, ровно год назад - в сентябре 2008-го. На сегодняшний момент оно составляет порядка 30%. Но год еще не закончился, и об окончательных цифрах говорить пока преждевременно. 

- Можно ли как-то компенсировать это падение?

- Велосипед изобретать не надо. Мы можем тратить все свои ресурсы, расходуя их на перетяжки, рекламу на телевидении, но цена контакта будет такая, что все усилия на поддержание спроса рассыпятся, как замок из песка ценой этих усилий. Во всем мире предложение рождает спрос, а не наоборот. Естественно, мы не уменьшаем количество PR-акций и рекламы. Те же каталоги: мы не можем себе позволить делать некачественный продукт. Двадцать тысяч экземпляров на бумаге высокого качества – не всякий глянец может себе такое позволить. И еще плюс сто пятьдесят тысяч тонких каталогов. Но при этом понятно, что стимулировать спрос невозможно. Если у человека нет денег, он никуда не поедет - хоть стимулируй, хоть нет. Другой вариант - можно пытаться перетянуть наземных клиентов, но их тоже сильно не перетянешь. Человек, который ездит на сафари, будет продолжать ездить на сафари. У круизного бизнеса прямые конкуренты одни – все другие компании, которые занимаются наземным отдыхом. Так что нам только и остается, что агитировать людей попробовать другой вид отдыха. 

- Круизы покупают задолго до самого путешествия?

- В круизах глубина продаж больше, чем где бы то ни было. Даже горные лыжи, которые начинают продавать уже летом, не идут ни в какое сравнение. Наша глубина продаж – год-полтора. А свое расписание круизные компании выставляют за полтора-два года. Как только расписание появляется, мы сразу же публикуем его на сайте, и на год вперед у нас напечатаны каталоги. Люди выбирают, люди покупают, имея возвратный депозит. Но круизные компании, в отличие от некоторых авиакомпаний, не собираются разоряться и вообще не отменяют своих круизов. Это нонсенс. Большая круизная компания может отменить круиз только в случае войны или стихийного бедствия. В случае же экономического кризиса это невозможно, потому что они потеряют не столько деньги, сколько имидж и престиж. И потом к ним вообще никто не поедет. 

- На сколько сократилось количество круизеров в последнее время?

- В среднем на 25-35%. Что касается оборота, то он упал меньше, и это связано со спецификой круизного бизнеса: «вымываются» самые дешевые покупатели, средний класс, который ездил за «чужие», заемные деньги. Рост всего потребительского рынка, услуг, в том числе туристических, происходил за счет кредитования, за счет денег, которые вливались в экономику. А потом все это кончилось. Но при этом успели появиться новые люди, которые почувствовали вкус, но еще окончательно не подсели на круизы. А вот те, кто подсел конкретно, будут ездить всегда. У этих людей не последние два доллара на счету. Строго говоря, у нас вообще нет бюджетных покупателей, потому что стоимость круиза - это всегда от тысячи долларов и выше. 

- Те, кто распробовал круиз однажды, уже от этого вида отдыха не откажется?

- 95% клиентов - это повторные обращения, и этим наш рынок и характерен. Все это очень мотивированные люди. С этих позиций можно сравнить круизы с горными лыжами. Если заболел, то это навсегда. Конечно, такие туристы выбирают не только одни круизы, но один из видов отдыха наверняка будет круизным. 

- Какой из двух видов отдыха – круизный или наземный – больше популярен в мире и в России?

-  В мире круизы больше распространены, чем в России, но только потому, что страна у нас континентальная. А вот в США, например, больше круизеров, чем наземных туристов. Они либо по Америке путешествуют в фургонах, либо садятся на круизный лайнер и отправляются на Карибы. Или в Европу. Но в любом случае количество туристов, отправляемых круизными компаниями несравнимо с сотнями тысяч и миллионами, которые отправляют наземные туроператоры. Переориентировать туриста с одного вида отдыха на другой очень сложно. Даже если все компании, которые занимаются круизами, объединят свои усилия, все равно не получится. 

- Какие зарубежные компании лидируют на рынке морских круизов?

- Без сомнения, лидером является холдинг Carnival с шестью брендами - Carnival Cruises, Princess Cruises, Cunard, Costa Cruises, Holland, Seabourn. Он владеет примерно 70% рынка. Далее Royal Caribbean, Star Cruises. Вместе им принадлежит 95% массового рынка. Но круизы класса «люкс» и экономичные круизы сюда не относятся. 

- Можно ли сказать, что в России есть потенциал для развития круизного отдыха? Все-таки моря есть…

- Черное? Обратите внимание, в тот же Сочи не заходят большие круизные лайнеры, туда заходят маленькие. Пока из Европы через проливы Босфор и Дарданеллы проплывешь – дня три, как минимум. И инфраструктура у нас еще не очень развита. Надо пример брать с Гибралтара. Маленький городок, фактически скала, но в день туда заходят пять-десять круизных лайнеров, на каждом по три тысячи человек. Тридцать тысяч туристов в шортах, панамках и с фотоаппаратами загружаются в этот городишко с населением 50 тысяч жителей и оставляют там свои кровные. И город живет прекрасно. Или другой пример. Маленькая Испания, в которой 15 лет назад было 20 тысяч круизных туристов в год, а сейчас - 200 тысяч. Там хорошие условия, море вокруг. Да, они могут сесть и доехать на машине до той же Франции или Италии. Но у испанцев стало больше денег, и цены на круизы очень вовремя стали падать. А добраться на своих машинах, например, до греческих островов они не смогут при всем желании.  

- Можно ли говорить, что для россиян круизный отдых стал доступнее?

- Думаю, да. Наша компания единственная на рынке, кто под свои летние круизы поднимает самолеты. Есть экономичные круизы, в районе тысячи долларов. Плюс перелет и экскурсионные программы – получается около двух с половиной тысяч, что по европейским меркам очень дешево. Ведь это недельный круиз с посещением пяти стран, экскурсиями, перелетом и полным пансионом на лайнере, включая все (!) чаевые. За путешествие, при желании, можно вообще ничего не потратить. Мы специально заняли эту экономическую нишу, чтобы привлекать новых людей. Новые круизеры даже не представляют, за что платят деньги. Они думают, увидят большой белый пароход типа «Михаила Светлова» из «Брильянтовой руки», эдакие «руссо туристо», но когда они попадают на круизный лайнер, они на себе ощущают большую разницу между тем, что они представляли и тем, что они видят на самом деле. 

- Вы к круизному отдыху сразу «прикипели»?

- Честно говоря, я лет 20 назад тоже так думал: зачем мне эти круизы? Что я там не видел по телевизору? К тому же, в моем тогдашнем представлении, в круизах отдыхали только старые, больные и ленивые люди. На самом-то деле это совсем не так! Круизы – это отдых для людей, которые ценят свое время, считают деньги и не любят валяться на пляже. Наши туристы – туристы, которые взрослеют: морально, интеллектуально, духовно. Времена Ибицы прошли, теперь они хотят видеть не только пляж, не только одну экскурсию в какой-нибудь местный зоопарк, но получить впечатление от самой жизни, во всех ее проявлениях.  

- Какие круизы среди ваших туристов популярны особенно?

- Очень популярны круизы из Санкт-Петербурга - по Скандинавии, Северной Европе, фьордам. Для россиян это очень удобно - тех, кто хочет путешествовать из своей страны, экономя при этом деньги на перелете, - 20-30% Основной спрос летом – это Европа, Восточное и Западное Средиземноморье. Там - основные сокровища и жемчужины древних цивилизаций: Италия, Франция, Испания, Греция. Как правило, туристы берут неделю круиза и неделю отдыха на море. 

- Можно ли забронировать круиз через Интернет?

- Через 20-30 лет такой простой отдых, как в Сочи можно будет бронировать напрямую – при наличии продвинутых пользователей и современных систем. Что касается всех выездов за границу, то это проблематично по двум причинам. Во-первых, пока есть визы и все связанные с этим визовые формальности, люди не захотят сами ходить по посольствам. Что касается круизов, то бронирование напрямую - это практически невозможно. Круизные компании не хотят бронировать нерезидентов, потому что не хотят иметь проблем. Они хотят, чтобы эти проблемы были у нас как у официальных агентов. Они дают источник, комиссию, систему бронирования, а все остальное на нас: визы, экскурсии, перелеты. И мы на месте комплектуем пакет. 

- Каково ваше главное достижение в нынешних условиях?

- Специальных антикризисных мер мы не вырабатывали. Наше главное достижение в том, что мы абсолютно стабильно себя чувствуем. Падение спроса не отразилось катастрофически. Мы никогда не работали на оборотных деньгах, как многие туроператоры. В компании так: деньги – это главный материальный ресурс, а продукт и сотрудники - ресурс интеллектуальный. Ни того, ни другого, ни третьего мы не растеряли. Как имели эксклюзивные и приоритетные договора с круизными компаниями, так и имеем. Круизные компании нас поддерживают. Что касается увольнений, то был момент, когда самых бездельников пришлось сократить, но сейчас набрали молодую поросль. Учить их нужно долго – не месяц и не два. Процесс становления менеджера, продающего круизы, – год, как минимум. При этом мы сохранили филиалы в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, что тоже можно считать достижением. В общем, оставили бизнес таким, какой он был. При нынешней ситуации мы не только выживем, но будем двигаться вперед. Вопрос, начнется ли рост, но этот вопрос уже не ко мне.           

- Каков ваш рецепт выживания? Как остаться, что говорится, наплаву?

- Рецепт выживания прост: работать, много думать, минимизировать риски - меньше тратить и больше зарабатывать - и не поддаваться панике. Кризис – это не навсегда.

Внимание!

Вебинары

АТОР 24

Опрос

    На какие российские курорты поехали/поедут этим летом ваши туристы (можно выбрать несколько ответов):
    архив
Регистрация на мероприятие