28 марта, четверг
 
 

Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР):

В преддверии съезда Ассоциации туроператоров России (АТОР), который пройдет 29 мая, мы беседуем с исполнительным директором Ассоциации Майей Ломидзе об итогах деятельности этого профессионального объединения в туризме и о планах - на ближайший год и на перспективу.

- Что вы, как исполнительный директор АТОР, считаете действительно значимым достижением за период существования организации?
- Самым важным я считаю то, что удалось выработать конструктивную идеологию Ассоциации. Ее суть - в формировании и укреплении имиджа операторского бизнеса. Нам бы хотелось донести до широкой аудитории информацию о том, что такое качественный турпродукт, за что действительно несет ответственность оператор, на что и в каких случаях могут рассчитывать туристы. Цели и задачи АТОР были сформулированы еще в 2007 году, когда Ассоциация только создавалась, но мы их скорректировали с учетом уже нынешних потребностей рынка. Цель ассоциации состоит в том, чтобы вывести российский операторский рынок на новый качественный уровень, сделать его соответствующим мировым стандартам. Двигаясь в этом направлении, мы считаем необходимым создать саморегулируемую организацию и сформировать стандарты операторской деятельности. Мы работаем над ними, причем стандарты подверглись уже четвертой редакции, но о результатах пока говорить рано. Это сложная и кропотливая работа. Определены также и тактические задачи: продвижение Ассоциации как объединения производителей качественных туруслуг, выстраивание взаимоотношений с властными структурами и с турагентствами.

- Все сказанное – из разряда стратегии. Какие практические шаги были сделаны Ассоциацией за это время?
- Их также немало. Ассоциация выступила с законодательными инициативами по поводу налоговых вычетов при покупке туров по России и отмены НДС для санаторно-курортных путевок. Мы «перелопатили» всю нормативную базу по детскому туризму и подготовили проекты документов, регулирующих «детский» сегмент рынка, так как выяснилось, что до сих пор имеют силу нормативы советских времен. Мы провели первый Всероссийский конкурс «Турпоколение New» - среди вузов, готовящих специалистов для сферы туризма и гостеприимства. Планируем, что он станет ежегодным. Мы взаимодействуем с посольствами, консульствами других стран не только стратегически, но и в практическом ключе. Например, результатом долгих переговоров АТОР с консульством Болгарии стало недавно снижение стоимости визы. Три комитета АТОР - по детскому и молодежному туризму, внутреннему туризму и по международному сотрудничеству - работают очень активно. Это то, что касается рынка в целом. Но наиболее значительная работа проводится в интересах членов АТОР. В частности, созданы Третейский суд и правовая служба и, и в планах - создание такой же службы правовой поддержки в регионах. Наконец, Ассоциация защищает и интересы конкретных компаний, членов ассоциации, и тут тоже есть определенные успехи.

- В момент создания ассоциации были опасения, что появится некий элитарный клуб для самых крупных и влиятельных туроператоров, куда будет закрыт вход всем другим. К счастью, эти прогнозы не оправдались. АТОР – открытая профессиональная организация. Однако, несмотря на открытость, количественно состав членов ассоциации сильно не вырос. С чем это связано?
- У любой организации есть два пути для роста: активная «вербовка» новых членов или просто открытая позиция. Мы идем по второму пути. АТОР - это объединение лидеров отрасли, и если кто-то из операторов чувствует в себе силы встать в этот ряд, он может подать заявление и вступить в Ассоциацию. Критерии просты и не изменились с момента создания ассоциации: компания должна не менее года работать на рынке и представить две рекомендации - по одной от учредителя и рядового члена АТОР. Но у нас нет задачи любым способом увеличить количество членов. Думаю, что это не тот случай, когда количество говорит о качестве. В состав АТОР сейчас входит 55 туроператорских компаний страны, занимающих лидирующие позиции в сфере выездного, внутреннего и въездного туризма. Основная их часть – из Москвы.

- Но для того, чтобы операторы захотели вступить в Ассоциацию, они должны видеть результаты ее работы. Причем для большинства компаний важны как раз не стратегические достижения, а возможность решить какие-то рабочие вопросы. Пока же АТОР ассоциируется исключительно с борьбой за повышение размера фингарантий, что трудно отнести к разряду "позитива".
- Как я уже сказала, мы на самом деле помогаем компаниям решать их проблемы, но это не публичная деятельность, ее результаты мы не афишируем. Общественная организация может работать исключительно «на публику» или же защищать интересы своих участников, не крича об этом на всех углах. Это два варианта поведения. Один – писать письма и высказывать свою позицию по всем вопросам. Второй - стараться решать проблемы. Нам ближе второй путь, и в этом смысле Ассоциация, безусловно, эффективна.

- АТОР создавалась как организация, которая может выступать консолидированно от имени крупнейших туроператоров страны. Между тем, например, по поводу размера фингарантий и участия в весенних выставках - MITT и «Интурмаркет» - они нередко высказывают прямо противоположные мнения. Насколько едины в своей позиции члены АТОР, как принимаются решения по принципиальным для организации вопросам?
- Понятно, что каждый член АТОР может высказывать свое собственное мнение. Единая позиция АТОР по разным вопросам вырабатывается на заседаниях президиума. Что касается размера фингарантий, то все члены президиума единогласно высказались за его увеличение. Естественно, Ассоциация отстаивает принятое решение с учетом реалий нынешнего экономического положения, поскольку политика, как известно, - это искусство возможного. Что касается выставок, то решение о проведении выставки «Интурмаркет» было принято подавляющим большинством голосов Российского Союза Туриндустрии (РСТ), в который на тот момент входили большое количество наших членов. Эти компании покинули РСТ и создали новую ассоциацию. Однако и новая, то есть наша, Ассоциация также продолжила поддерживать выставку. Решение об участии или неучастии в «Интурмаркете» и/или MITT каждый из операторов принимает, исходя из экономической ситуации и собственных финансовых возможностей. Здесь никакого давления со стороны нашей организации нет.

- В свое время идея создания АТОР была поддержана Ростуризмом. Однако с тех пор произошли изменения в структуре государственных органов в сфере туризма и многие полномочия Ростуризма перешли к Минспорта и туризма. Насколько эффективно то, что Ассоциацию по-прежнему возглавляет руководитель Ростуризма?
- Ну, во-первых, когда мы предложили А.Ярочкину занять должность президента АТОР, он еще не являлся руководителем Ростуризма. И выбор был продиктован отнюдь не должностью претендента, а его авторитетом и опытом работы в отрасли. Согласитесь, было бы, по меньшей мере, странно в срочном порядке переизбирать главу Ассоциации только лишь потому, что он получил повышение по службе.

- Многие участники рынка считают, что Ассоциация недостаточно активна в плане поддержки внутреннего туризма в стране. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Не могу с этим согласиться. Комиссия по внутреннему туризму, возглавляемая руководителем группы компаний «Владинвесттур» Владимиром Шаровым, одна из самых эффективных в АТОР. Комиссия оказывает поддержку регионам в создании экономически обоснованных концепций и программ развития туризма, на основании которых создаются конкретные бизнес-проекты. Сейчас Комиссия по внутреннему туризму занимается развитием региона «Большая Волга». Кроме того, по нашей инициативе были предложены налоговые вычеты для потребителей и членов их семей, приобретающих туры по России.

- По вашему мнению, членство в АТОР престижно?
- В глазах иностранцев - зарубежных партнеров и национальных офисов по туризму - безусловно. В России, к сожалению, пока в Ассоциации видят объединение крупных операторов, действующих исключительно в своих собственных интересах. Именно поэтому мы и считаем важной задачей популяризацию ее деятельности.

- Каковы планы АТОР на ближайший год? Какие изменения в политику, миссию, руководящий состав может внести предстоящий 29 мая съезд членов Ассоциации?
- Очевидно, что приоритеты развития Ассоциации должны быть изменены в соответствии с нынешней экономической ситуацией. В первую очередь, необходимо завершить работу по превращению АТОР в саморегулируемую организацию. Будут также обсуждаться вопросы по более активному участию в совершенствовании нормативной базы в сотрудничестве с соответствующими ведомствами и органами власти. И, конечно, создание положительного имиджа туроператорской деятельности. К сожалению, в негативности восприятия туризм уступает только застройщикам жилья. На наш взгляд, это нужно и можно изменить.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР