Феликс Дубовицкий: «Мы заметили, что поведение клиентов в прошлом году изменилось».

Туроператор "Valtex" работает на российском рынке с 1994 года. В активе компании – несколько интересных направлений, туры в Европу, Азию и США. Сегодня на вопросы АТОР отвечает генеральный директор компании Феликс Дубовицкий. 

– Феликс Михайлович, ваша компания предлагает очень интересный и в определенной степени необычный набор направлений. Каким образом вы его сформировали?

– Можно сказать, что в этом есть большая доля спонтанности, случайности. Наша компания вообще развивалась очень плавно, стараясь реагировать на запросы тех людей, которые нас окружали. Мы начинали свою деятельность в качестве туроператора с Соединенных Штатов Америки. Вообще компания "Valtex" существует несколько дольше, чем туроператор "Valtex", и изначально она занималась поставками и продажей в Россию различной оргтехники. А ее поставщик находился в Америке. Поэтому нет ничего удивительного, что менеджеры компании периодически выезжали в США – для стажировок, проведения переговоров и так далее. Накопился соответствующий опыт и знание страны. Так из компании выделилась часть сотрудников, которые уже стали заниматься туризмом: в США и из США. Это случилось в 1994 году. 

– Как вы стали заниматься Португалией – направлением, которое сейчас является одним из ваших приоритетов?

– Второе наше направление после США был Кипр, оно появилось в 1996 году. Но "Valtex" занимался им недолго, около года. Но именно благодаря тому, что мы занимались Кипром, появилась Португалия. Как-то мы заключали договор с крупным оператором на блок мест на перелет на Ларнаку. И в разговоре я услышал слово "Фаро". Речь шла об аэропорте в Португалии. Туда летали самолеты из Москвы, но спрос был низким. Мы заинтересовались этим направлением, обратились в португальское представительство, они нам порекомендовали партнеров в Португалии. И мы полетели в Лиссабон. Это было 8 марта 1997 года.

Мы проехали по стране, пообщались с потенциальными партнерами. Нам понравилось. 

– В то время в Португалию ездили российские туристы?

– Ездили, но очень мало. И сегодня мы не можем назвать Португалию активно посещаемой страной. Она не входит в ТОП-20. Надо сказать, что наши партнеры в Португалии хотели бы значительно увеличить поток русских туристов. Но я не сторонник резкого увеличения. Я думаю, что с каждым годом все больше и больше людей будут открывать для себя эту страну и количество наших туристов будет неуклонно расти. Но пусть это будет плавно, постепенно. Потому что Португалия не очень простая страна для нас, есть ряд сложностей. Но мы ее "пестуем". И сегодня основной операторский турист "Valtex" – это турист, отправляющийся в Португалию. 

– А что вы можете сказать по поводу уровня нашего, так сказать, среднестатистического туриста?

– Я убежден, что его уровень значительно вырос с той поры, когда туризм за рубеж стал массовым. Наши туристы стали более открытыми, они спокойно общаются. Выше стал уровень владения языками. И по своему поведению русские почти не отличаются от, допустим, немцев, шведов или других европейцев. А вот денег они тратят больше, относятся к этому процессу легче. Кстати, я убежден, что повышение культуры вождения наших водителей напрямую связано с тем, что многие из них поездили по Европе. 

– Что вы можете сказать про 2009 год? Пришлось как-то переструктурировать расходы или принять непопулярные меры?

– Конечно, нам пришлось адаптироваться к ситуации. Мы проанализировали статьи расходов и некоторые издержки сократили. Хотя по итогам года можно сказать, что объем туристов на Португалию в количественном выражении уменьшился всего на 5%. Также мы очень четко отмечаем, что в прошлом году изменилось поведение наших постоянных клиентов. Те, кто никогда не заводил разговор о скидках, теперь стал ими интересоваться. Те, кто не обращал особого внимания на цену, теперь тщательно ее анализирует. Такое поведение, конечно, тоже сыграло свою роль в том, что общая доходность снизилась. 

– Вообще у вас много постоянных клиентов?

– Довольно много. Есть клиенты, которые ездят через нас аж с 1994 года. Мы с ними даже дружим. 

– А чем вы можете это объяснить? В чем преимущество вашего обслуживания?

– Самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что наш клиент всегда уверен: что бы с ним ни случилось, мы поможем. Телефон компании работает круглосуточно, мы постоянно на связи и готовы решать проблемы клиента. Это наша принципиальная позиция.

Могу привести такой пример. В 2001 году, 30 декабря одна авиакомпания не предоставила самолеты нескольким операторам. Наши туристы должны были вылетать прямым рейсом на Мадейру. Данный рейс был первым рейсом на этот остров в истории российского туризма вообще. И у нашей компании – в частности. Люди сидели в аэропорту, они зарегистрировались на рейс. А самолетов нет. В этой ситуации туроператоры повели себя по-разному. Кто-то просто снял с себя ответственность, кто-то обратился к властям и привлек внимание прессы. Мы нашли самолет, заплатили за него. Вместо того, чтобы вылететь 30 декабря в 10 утра наши туристы улетели  в три часа ночи. И 31 декабря утром были на Мадейре. А мы потом уже разбирались, кто виноват и как вернуть деньги. Этот инцидент дал нам очень много постоянных клиентов. 

– А вы, как турист, какой стране отдаете предпочтение?

– Мне очень нравится Италия. И Португалия. Вот недавно я наконец-то посетил Азорские острова. Безумно красиво. А туристов сейчас мало. 

– Вы развиваете еще такое направление как СПА-туризм. Есть спрос на него?

– Да, уже примерно шесть лет мы занимаемся такими программами. Началось все с того, что мы почувствовали спрос на подобные туры у наших постоянных клиентов. И стали разрабатывать это направление. Недавно у нас появились также программы VIP-туров в различные удаленные уголки, где можно комфортно отдохнуть в уединении, насладиться потрясающей природой. В этой программе, например, мы предлагаем отели в Бразилии, Китае, Индии. И оцениваем ее как перспективную. 

– Вы занимаетесь спортивным туризмом. Как продаются туры на Чемпионат мира по футболу 2010?

– Могу только сказать, что если бы сборная России прошла в финальный этап Чемпионата, то желающих поехать туда было бы больше. Потому что патриотическая составляющая здесь очень важна.

 – Какое направление вы бы хотели особенно развить, на что сделать акцент?

– Лично мне бы очень хотелось, чтобы стала развиваться Малайзия, чтобы эту страну увидели наши туристы. Она довольно сложная с точки зрения географического расположения, коммуникаций внутри страны. Туда нельзя прилететь без пересадки. Внутри страны сообщение между городами тоже авиа. Но там очень интересно, и можно сочетать активный туризм и пляжный отдых. 

– Что ожидаете от 2010 года?

– Надеемся, что продажи вернутся на уровень 2008 года. Чего и желаем всем коллегам.