20 июня, четверг
 
 

Туроператоры и турагентства выработают совместное предложение по регулированию турбизнеса

Представители сетей турагентств и туроператоры в конце февраля представят на рассмотрение Государственной Думы и Совета Федерации предложения по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения безопасности туристов, прежде, чем его вынесут на второе чтение в Госдуму.

О заявление сделал в рамках заседания «круглого стола» во вторник 21 февраля генеральный директор НТК «Интурист» Виктор Тополкараев. Основные дебаты заседания развернулись вокруг рынка розничных продаж. По мнению собравшихся, низкий «порог входа» наводнил агентский рынок непрофессиональными турфирмами, которые не заботятся о качестве продукта и готовы работать за минимальную комиссию, тем самым разрушая естественное ценообразование. Сейчас в России по разным подсчетам от 15 до 17 тысяч турагентств, из них тольков Москве от 4 до 5 тысяч, и, по мнению собравшихся, немалую долю этого рынка занимают теневые, так называемые, «подвальные» агентства.

Директор розничной сети НТК «Интурист» Сергей Толчин так проиллюстрировал положение вещей: «К примеру, компания по производству пластиковых окон решает открыть свое турагентство. Регистрируется и идет не к туроператору, а к посреднику, заключает договор на 12% скидки, 10% из них дает клиенту, а дальше начинается беспредел».

По мнению Толчина, агентства не должны сами заниматься ценообразованием. «В Европе нет понятия скидки от агентства. Ее можно получитьтолькоот туроператора. А у нас не редко можно столкнуться с тем, что клиент заходит в офис  по умолчанию рассчитывая на скидкув 10%. А если не получает ее, то уходит в другое агентство.Мелкие агентства, подсевшие на демпинг, разоряются сотнями. Я уверен, что цены должны регулироваться туроператором», - заявилдиректор сети.

По мнению представителей турагентств, введение страхования или депозита позволит отсеять недобросовестные агентства-однодневки, портящие репутацию рынка. Причем таковыми, по их оценке, могут оказаться до 50% действующих турагентств.

Участники «круглого стола» не пришли к единому мнению о размере порога входа на рынок. При этом обсуждаемая сумма в 100 тысяч рублей не устроила почти всех участников дискуссии. По мнению собравшихся, реально очистить рынок от фирм-однодневок может входной порог, составляющий не менее 1 млн рублей. С оговоркой, что эта сумма может быть дифференцирована в зависимости от численности населения муниципального образования, на территории которого зарегистрировано агентство. По аналогии с тем, как крупные розничные сети собирают роялти с агентств, работающих по франшизе.

"Кроме того, чтобы сделать более прозрачной оплату туров и пресечь теневой бизнес и уход от налогообложения нечистоплотных турагентств, некоторые участники встречи высказались за то, чтобы запретить оборот наличных денежных средств между ТА и ТО."

Кроме регулирования ценообразования туроператорами и повышения входного порога для розничного рынка, на «круглом столе» большую дискуссию вызвало предложениеМинспорттуризма о введении механизма, по которому турагентства должны будут осуществлять свою деятельность только от имени и поручению туроператоров.

У большинства участников рынка эта мера вызвала резкое сопротивление. «Нашу протестную позицию легко объяснить. Продукты крупных операторов продают тысячи агентств. Мы должны будем со всеми перезаключать договора. Это как минимум на полгода парализует работу. Кроме того,туроператоры не обладают возможностью оценить деятельность тысяч агентств в дальних регионах. Либо мы должны будем жестко отрезать как минимум 40% агентств.Я считаю, что цель этого предложения не в желании отрегулировать отрасль, а назначить крайнего, на тот случай,если что-то произойдет. Введение такойпоправки приведет к тому, что большая часть агентского бизнеса просто уйдет в тень. И потому япротив такого регулирования», - заявил генеральный директор НТК «Интурист» Виктор Тополкараев.

Вопрос журналистов о том, как туристическая отрасль регулируется на западных рынках, присутствующий на заседании «круглого стола» Гендиректор СП «Интурист» (совместного предприятия туроператора «Интурист» и европейской компании Thomas Cook) Томас Хон осветил на примере Германии и других европейских государств. В частности, он отметил, что в большинстве стран Европы нельзя открыть турагентство, не получив лицензию. Она выдается сроком на 1 год, при условии, что у турагентства оформленастраховка. Лицензия продляется на основании ежегодного отчета, предоставляемого государственным регулирующим органам.При этом туроператоры не имеют правапродавать туры через агентства, не получившие лицензий.

Вопрос о введении обязательногострахованиякаждого продаваемого тура обсуждается и в российском отраслевом сообществе. Большинство игроков рынка придерживаются мнения, что страховка должна быть включена в стоимость турпакета и быть оплаченной туристом, а не внесена за каждого клиента из бюджета туроператора.

Как ожидается, все предложения, сформулированные в рамках заседания, будут объединены и готовы к отправке на рассмотрение парламентариев уже в конце февраля.

Напомним, что второе чтение законопроекта о поправках в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» в Государственной Думе запланировано на 22 марта 2012 года.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР