Тарас Кобищанов: «Традиционный туроперейтинг находится в кризисе – на подъеме бизнес на стыке он-лайна и оф-лайна»

Гендиректор «Русского экспресса» Тарас Кобищанов рассказал о причинах покупки акций «1001 тура» и Turizm.ru в свете глобальных тенденций на мировом туристическом рынке.

 - Почему вы решили приобрести доли в «1001 тур» и Turizm.ru?

 - Интерес у нас многогранный. Первое – это то, что этот бизнес сам по себе прибыльный и рентабельный. Мы провели duediligence, и изучение показало, что проекты уже прибыльны и что путем небольших усилий можно будет получить дополнительную прибыль. Мы хотим за счет новых решений и технологий в достаточно короткие сроки увеличить текущую прибыльность этих проектов на 60-80%.

 - Заключая эту сделку, вы руководствовались глобальными тенденциями в туризме?

 - Приобретаемый нами бизнес ближе всего к тем трендам, которые доминируют сейчас в европейском туризме. Туристическая парадигма меняется, традиционные компании, такие как TUI или Thomas Cook переживают не лучшие времена. Одним словом, традиционный туроперейтинг находится в кризисе. Тот, кто это поймет и начнет меняться с прицелом на завтра и послезавтра, получит преимущество. На подъеме сейчас находится бизнес на стыке онлайна и офлайна.

 - В России есть условия, чтобы развивать такой бизнес?

 - Да, в России все условия есть, и проекты Сергея Ватутина представляют собой самую удобную стартовую площадку для приближения к подобным схемам. Кроме того, мы являемся не последними игроками на туристическом рынке, и для нас интеграция, развитие дистрибуции представляет большой интерес и дает возможность получать дополнительную прибыль.

 - Почему именно с ICS Travel Group?

 - Генеральный директор этой компании Дмитрий Шевченко входит в число 4-6 человек, которых я близко знаю в туроператорской среде и с которыми мы находимся на одной волне. К тому же наши ведущие направления не пересекаются, т.е. мы в этом отношении не конкуренты друг другу.

 - Насколько известно, Сергей Ватутин остается в проекте…

-  «Русский Экспресс» и  ICS Travel Group являются акционерами на паритетных условиях, при этом Сергей Ватутин в проекте остался. Для менеджмента компании ничего не меняется. Нам интересно сохранение Сергея как очень серьезного собственника. Такой же интерес есть у него, поскольку его доля позволяет ему сохранять определяющее влияние на развитии его бизнеса. Это было одной из важнейших условий сделки. 

 - Ранее директор ICS Travel Group Дмитрий Шевченко в интервью заявил, что его компания по отношению к «1001 туру» планирует оперировать только рыночными механизмами. Вы с ним согласны?

 - Да, механизмы будут только рыночными. Есть примеры сетей, где действуют нерыночные методы, однако, на мой взгляд, эти методы губительны для бизнеса. И в то же время у нас, конечно, есть рычаги, чтобы стимулировать агентства для продажи собственного продукта. Такие методы я использую применительно к сети «Мегаполюс Турс», которую мы приобрели в конце прошлого года. Ни один сотрудник «Мегаполюса» не может пожаловаться, что его заставляют покупать продукт «Русского Экспресса». Но, выбирая продукт другого оператора, он должен провести анализ, сравнить его с предложением «Русского экспресса» и решить, что для его сети выгоднее. Результат очень неплохой – до 20% продукта, реализуемого через «Мегаполюс» сейчас – это туры «Русского экспресса».

- Будут ли у «1001 тура» привилегии при продаже туров «Русского экспресса»?

- «1001 тур», как и «Мегаполюс турс», не будет иметь привилегий при продаже продукта «ICS» или «Русского экспресса» по сравнению с другими сетями. Безусловно, мы будем стимулировать продажи нашего продукта, и если он будет более выгоден, то сотрудники «1001 тура» обратят на это внимание и станут продавать его активнее. Это достаточно естественно. В то же время на ряде направлений нас вообще нет – например, в Египте или на Анталийском побережье Турции. Сеть продает то, что ей выгодно, и действует она исходя из собственных интересов. Не стоит забывать, что «1001 тур» - это отдельное предприятие с разными собственниками.

- После заключения сделки было заявлено о масштабных планах по увеличению числа офисов сети «1001 тур» до 500 единиц. Новые точки будут открываться преимущественно в регионах?

- Они будут появляться и в Москве, и в регионах. У «1001 тура» огромный потенциал, это федеральная сеть, и она представлена во многих городах. Однако есть странная ситуация, когда в городах-миллионниках столько же офисов «1001 тура», сколько и в малых городах. Допустим, есть город, где проживают 100-200 тыс. жителей, за ним закрепляется один офис «1001 тура» и то небольшое число обращений, которое приходит на этот город с сайта, приходится на этот офис. Аналогичная ситуация и в городах-миллионниках.

Вообще у нас есть планы по увеличению посещаемости сайтов «1001 тура» и Turizm.ru в четыре раза. И возникает закономерный вопрос – как существующие офисы «1001 тура» будут справляться с потоком заявок, если число обращений к ним увеличится в разы? Не исключено, что владельцы офисов сами заходят расширяться и открывать дополнительные точки.

 - Как вы будете развивать проекты «1001 тур» и Turizm.ru? Будет ли ребрендинг?

- Ребрендинг проводить мы не планируем – сайты имеют своих клиентов, свое имя – практического смысла в этом нет. Акцент будет делаться на технологиях. Мы хотим изменить технологию продаж и в онлайне, и в офлайне. Рассчитываем, что это даст очень хорошую конверсию. Сейчас агентства «1001 тура» теряют значительную часть обращений – то, что можно было бы сделать в онлайне, делается в офлайне, в то время как для многих клиентов удобнее значительную часть заказа оформлять из дома в режиме онлайн. Пока эта схема не реализуется, но в ближайшее время мы этим займемся.