20 апреля, суббота
 
 

Туристические фишки Воркуты

Лидирующие туроператоры оценили туристический потенциал республики Коми в ходе II Международного  туристского форума «Доступная Арктика», который прошел в Воркуте.Обсуждали разработку турпродуктов в Арктической зоне, строительство и модернизацию туристской инфраструктуры, продвижение новых направлений арктического туризма.

Как отмечали эксперты и участники Форума, среди которых был и член Президиума Ассоциации туроператоров России, заместитель директора по внутреннему туризму туроператора «Академсервис» Петр Шевелько, интерес к путешествиям в арктические регионы России растет, однако его развитие сдерживается рядом  факторов. Это и непростые климатические условия, позволяющие путешествовать по арктическим территориям лишь в короткий сезон,  отсутствие транспортной  и туристической инфраструктуры, а также высокая стоимость туров.  Как отметил один из экспертов, сегодня «достаточно много людей побывало на пляжах, и лишь считанные единицы – в Арктике. Так что,  во многих регионах мира просто не могут представить себе, что это такое».

Одно из препятствий для развития туризма -  неразвитость туристической инфраструктуры, особенно на дальних территориях,  низкое качество мест размещения, проблемы с организацией комфорта пребывания туристов на объектах показа. Однако основной проблемой арктического туризма участники форума назвали ограниченную  транспортную доступность.  До многих объектов, например, в  Коми (территория республики составляет порядка 416 тыс. кв.км.) можно добраться только на вертолете. Недешево обходится и перевозка из Москвы: например, стоимость билетов из столицы в Воркуту только в одну сторону на одного человека начинается от 14 тысяч рублей.  Естественно, что большинству российских туристов такое путешествие не по карману. Впрочем, эксперты отмечают, что Арктика не может быть массовым направлением. В том числе и из-за особого экологического баланса. Как, в частности, заявила Татьяна Плато, заместитель руководителя Республиканского центра обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования, открытие особо охраняемых  территорий  Коми для туристов приводит к экологическим проблемам. Это лесные пожары летом, от которых регион ежегодно теряет огромные территории леса, это и уничтожение фауны, и, наконец, замусоривание и захламление территории.

В  РЕСПУБЛИКЕ КОМИ ХОТЯТ ПРИНИМАТЬ ДО 500 ТЫСЯЧ ТУРИСТОВ В ГОД

О том, что Арктика требует соблюдения баланса всех интересов,  как экологических, так и туристических, прекрасно понимают и в руководстве Республики Коми.  Глава региона  Сергей Гапликов,  говоря о развитии туризма в арктической зоне Коми, отмечает,  что турист, который жаждет прикоснуться к первозданной природе, должен иметь все возможности для этого – как в транспортной сфере, так и в сфере услуг.  «Многие  проекты  за многие годы не были реализованы.  Так что мы начинаем развитие в туристическом направлении фактически с чистого листа. Сегодня в Республике Коми 114 гостиниц разного уровня. Однако нет сетевых отелей, которые были бы известны массовому туристу или были представлены на популярных тематических сайтах.  Нам нужно привести и территорию в порядок, ведь наш гость, выглядывая из окна гостиницы, должен видеть то, чем может гордиться регион. А это инфраструктура и внешний вид» -  говорит Сергей Гапликов. 

 По его словам,  сегодня перед Республикой Коми стоит задача кардинально обновить гостиничный фонд. «К 2025 году примерно половина отелей, которые мы хотим построить и реконструировать, должны быть сетевыми.  Чтобы по всему миру знали, что есть такой регион Коми, что есть такие города как Сыктывкар, Ухта, Инта, Усинск, Воркута, куда можно приехать и с комфортом разместиться», - подчеркивает региональный руководитель.

Что касается транспортной доступности, то решение ключевых вопросов зависит от федерального центра, в первую очередь, это касается развития аэропортовой инфраструктуры. «У нас есть аэропорты, но они оставляют желать лучшего. Развитие этих узловых объектов имеет колоссальное значение, ведь с их развитием появляется и возможность возить туристов в более  удаленные точки», - подчеркивает Сергей Гапликов.

По его словам, несмотря на существующие сложности, к 2025 году в Коми хотят принимать не менее 500 тысяч туристов, что в два раза больше существующего  объема (230 тысяч туристов в 2016 году).

ВОРКУТА И ТУРИЗМ

Представители турбизнеса считают, что в  Коми есть интересные и подчас неожиданные возможности для развития туризма.  По словам Петра Шевелько, заместителя директора по внутреннему туризму «Академсервиса», Воркута – «это уникальное место для развития индустриального туризма и тревэл-квестов». «Такого количества заброшенных зданий мы не видели нигде. Это можно интересно подать, обыграть, придумать, сделать местной «фишкой», темой для игровых экскурсий».  Интересен и промышленный туризм. «Например, мы побывали с экскурсией в местном горном колледже.  Рассказ о том, как добывают уголь в исполнении местных сотрудников и представленное там горнопроходческое оборудование очень впечатлили. Все это можно и нужно использовать, предлагать, придав соответствующий формат», - говорит г-н Шевелько.

Заместитель гендиректора компании TUI Александр Сирченко отметил, что у северных регионов «есть что показать, но они не всегда могут это красиво упаковать  и эффективно продавать».

Как сообщал ранее «Вестник АТОР», TUI заключил с Республикой Коми Соглашение о сотрудничестве.  «Туризм - это сфера услуг, где главный инвестор – это сам турист. И если в регионе сделали  хороший продукт и смогли заинтересовать туриста, то он проголосует за это своим рублем. Он приедет и инвестирует в эту территорию. Сегодня регионам нужно активнее работать самим в развитии туристических проектов, а не ждать от государства денег на развитие именно туризма. Это наивно. Но и государство не должно уклоняться от тех вопросов, которые оно в состоянии решить. В первую очередь, это перевозка. Без ее субсидирования развивать внутренний туризм, и в первую очередь, в арктической зоне, сложно», - заключил г-н Сирченко.

Елена Мягкова, обозреватель «Вестника АТОР»

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР