Регулирование турагентств поручат губернаторам

Не исключено, что ответственность по регулированию деятельности туристических агентств будет возложена на региональные власти. Причем, как пояснили в Министерстве спорта, туризма и молодежной политике, регулирование будет происходить на основании ненормативных рекомендаций – никаких законодательных пока инициатив не планируется.

Ситуация на рынке туристических агентств действительно сложная. В июле 2009 года, например, пострадали туристы, обратившиеся в одно из агентств, работавшее под маркой «Роза Ветров». В августе текущего года оставили туристов без отдыха целых три агентства: из Красноярска и Санкт-Петербурга. Примеры можно приводить и дальше: в конце декабря – начале января 2010 года турагентство «В отпуск» оставило без новогодних каникул более 200 человек (ранее, в октябре, компания «засветилась» продажей туров в Доминиканскую Республику по 50 тысяч рублей, при том, что только стоимость только авиабилетов на этом направлении - 48 тысяч рублей); в феврале более 100 туристов не смогли улететь по путевкам, проданным турагентством «Анжелика» (многие из них узнали о том, что отдых сорван, прямо в аэропорту); в июле турагентство «Старт», работавшее под маркой известного туроператора, не перевело ему деньги за туры и поменяло офис (впоследствии выяснилось, что туроператор разорвал отношения с агентством еще в июне).В сентябре 70 человек не вылетели в Египет, Испанию, Турцию, Грецию из-за серьезных проблем, возникших у агентства «Элио-Тур». Представители агентства заявили своим клиентам, что их офис обокрали, и поэтому они не могут организовать оплаченные поездки.

И хотя в Минспорттуризме уже не раз высказывали озабоченность вопросом работы агентств, на сегодняшний день все «регулирование» фактически свелось к созданию реестров турагентств, которые на деле не имеют никакого юридического статуса, а являются обычными списками функционирующих в том или ином регионе компаний. Да и внесение агентства в один из таких перечней является делом добровольным и ни к чему агентство не обязывает. «Создание обязательных реестров станет лишь дополнительным административным барьером для работы агентств. Поэтому мы не стремимся к усилению государственного регулирования, делая упор на саморегулирование рынка», - говорит заместитель директора департамента туризма Минспорттуризма Андрей Гаврилов.

Подобная позиция, с одной стороны, выглядит достаточно здраво, а главное прекрасно согласуется с указанием президента Дмитрия Медведева, призвавшего чиновников не «кошмарить бизнес». Такой подход министерства к регулированию данного сегмента отрасли может еще сильнее усложнить ситуацию на рынке туристических агентств. «Мы планируем обратиться к региональным властям с рекомендацией о ведении перечней объектов туристской индустрии, в том числе турагентских компаний, работающих на территории региона», - поделился планами Андрей Гаврилов.

По его словам, предполагается, что региональным властям будут направлены рекомендации и методические пособия, а туроператорские компании будут тщательнее отбирать турагентов, реализующих их турпродукт. Под тщательной проверкой подразумевается анализ работы турагентства, изучение устава, выезд в офис будущего партнера для проверки договора аренды и наличия специального оборудования и т.п.

Отметим, что разговоры о необходимости проверки агентств со стороны туроператоров не лишены логики. Беда только в том, что незаконодательные меры регулирования бизнеса в нашей стране, как правило, приводят лишь к усилению негласного административного давления.

«Мне не нравится идея «устного», ненормативного регулирования рынка чиновниками. Хотя бы потому, что таким образом можно будет дойти до зарегулированности рынка. Тема, связанная с регулированием должна решаться посредством принятия соответствующих законов», - отмечает вице-президент АТОР, генеральный директор компании «Мегаполюс турс» Эдуард Кузнецов. По его словам, создание корректного регулирования на рынке турагентств возможно, например, посредством саморегулируемых организаций (СРО). «Допустим,  можно создать несколько СРО: одну для туроператоров, другую – для агентств» - рассуждает  Кузнецов.