Самая популярная экскурсия на Эгейском побережье Турции: подробный гид

Знаете ли вы, что выражения «Геростратова слава» и «ходить налево» появились в античном городе Эфесе, на Эгейском побережье Турции? Логотип компании Nike тоже обязан своим появлением этому городу. Побывали в рамках пресс-тура, организованного туроператором ANEX Tour, на экскурсии в Эфесе, и рассказываем о самом интересном.

Туристы приезжают в Кушадасы не только ради моря и не только для того, чтобы почувствовать себя в Турции не как дома, а за границей, но и, конечно же, чтобы посетить различные исторические экскурсии.

Это неудивительно: в Турции находится больше древнегреческих городов и античных памятников, чем в Греции. Это Троя, Дидим, Приен, Милет, Эфес, Измир (древняя Смирна), Бодрум (Галикарнас) и многие другие. Всего на территории Турции находится 1200 античных городов, и первое место по посещаемости занимает античный город Эфес. Сначала древнегреческий полис, он затем входил и в состав Римской империи.

На популярность Эфеса как точки притяжения туристов влияют несколько причин. Во-первых, он более других античных городов изучен и, главное, отреставрирован и музеефицирован. Во-вторых, именно здесь находятся руины храма Артемиды, который, как известно, являлся одним из «семи чудес света» в античности.

Многие крылатые выражения («Геростратова слава», «разрубить Гордиев узел», «сжигать мосты» и др.) произошли именно отсюда, по этим улицам на легендарном коне Буцефале скакал Александр Македонский, прохаживались римские императоры, проповедовали апостолы Христа.

В I веке нашей эры Эфес занимал третье место по количеству жителей (250 тыс.) после Рима и Александрии. Его расцвет пришелся на I-III века, а упадок связан с утратой доступа к морю – береговая линия отступила от города. Сейчас город удален от побережья на 8 км. Войны, малярия и землетрясения привели к тому, что город был окончательно заброшен и занесен песком.

Раскопки в Эфесе начались в середине XIX века, но и сейчас город раскопан только на 10% (и это считается «много»). Значительная часть артефактов Эфеса была увезена в музеи Лондона и Вены.

ПОЧЕМУ В ЭФЕС ЛУЧШЕ БРАТЬ ЭКСКУРСИЮ И СКОЛЬКО ОНА СТОИТ

Экскурсии в Эфес у ANEX Tour (обладатель крупного блока мест на рейсах полетной программы в Измир, а от его курортов до Эфеса ближе всего) проходят утром и днем.

В самом Эфесе для туристов музеефицировано 116 исторических объектов, и, по подсчетам гидов, если останавливаться у каждого объекта хотя бы на 5 минут, экскурсия займет 9 часов. Но самые ключевые достопримечательности можно осмотреть и за 1,5 часа. Экскурсия очень увлекательная, не утомительная.

И если что и понадобится здесь туристу, помимо хорошего настроения, так это удобная обувь, средства защиты от солнца, головной убор и запас воды. Напитки можно купить и на территории Эфеса, но лучше иметь с собой, чтобы во время экскурсии не отрываться от группы в поисках киоска с водой.

Гиды ANEX Tour очень профессиональные и рассказывают вещи, которые вы сами просто так не узнаете, они «раскрывают» Эфес. Поэтому, поверьте, стоит поехать на экскурсию именно с туроператором – так гораздо интереснее, чем просто рассматривать таблички на камнях (от чего вы скоро устанете).

Дорога от отелей Кушадасы до Эфеса займет всего 15-30 минут, в зависимости от месторасположения отеля. Это очень удобно.

Также ANEX Tour организует экскурсии в Эфес из Бодрума и Мармариса. Такие экскурсии занимают весь день, включают завтрак и обед. Помимо Эфеса, туристы посетят дом Святой Девы Марии в горах, неподалеку от Эфеса, а также магазины сладостей и керамики.

Стоимость экскурсии в Эфес у ANEX Tour из Бодрума – 9916 р. на человека, но из Кушадасы значительно дешевле. 

МОЙСЯ, МОЛИСЬ, ТОРГУЙ

В торговый город Эфес, окруженный крепостной стеной (длина ее составляла 10 км, высота – 9 м), было два входа: сухопутный и морской. Туристы входят сухопутным путем – через Магнезийские ворота.

Всех приезжих традиционно отправляли… в баню. Банные комплексы для купцов располагались около обоих входов в город и один – для местных жителей – в центре Эфеса.

Приглашение смыть пыль дальнего пути имело и практический смысл: медицинский осмотр – смотрели, чтобы на телах приезжих не было изъянов, свидетельствующих о каких-либо болезнях. В те времена впустить в город больного означало подвергнуть смертельной опасности всех жителей. Так что баня была своеобразным «санитарным щитом» того времени.

Руины банного комплекса, Эфес. Фото АТОР

Горожан бесплатно снабжали водой с помощью трех акведуков, и уже в I веке нашей эры здесь была канализация. На освещение города также не жалели средств.

Если помывшись, купец, к примеру, из Египта испытывал желание помолиться о хорошей торговле, то у него была такая возможность.

Так как античное язычество с легкостью миксовало и вбирало в себя любые иноземные культы, то в Эфесе, с его основным культом Артемиды, был и храм египетской богини Исиды (сам он, к сожалению, не сохранился, от него осталась лишь пара камней), и храмы другим богам, в том числе и не греческого или римского происхождения.

Помывшись и помолившись, купцы отправлялись на торговую площадь – агору.

Торговая площадь, Эфес. Фото АТОР

Представьте, как пестрело красками и шумело зазывными выкриками торговцев это место 2 тысячи лет назад.

ПОЧЕМУ РЫБА – СИМВОЛ ХРИСТИАНСТВА

Символы раннего христианства в Эфесе. Фото АТОР

В первом веке, после распятия Иисуса Христа, его апостолы, как известно, отправились по миру распространять Евангелие (благую весть о Спасителе). В Эфес пришли Иоанн Богослов и, что более важно, святой Павел, и новая религия стала медленно, но верно приживаться среди жителей города, завоевывая все больше сторонников.

Об этом свидетельствует изображение рыбы на торговой площади, тайный знак христиан I века. Изображение сопровождается монограммой «ихтис» – ΙΧΘΥΣ, что значит «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

Почему же символом первых христиан была рыба? Есть несколько версий, возможно, все они верны частично и вместе. Самое очевидное – монограмма «ихтис» почти совпадает с греческим словом рыба («ихтиос»). Далее, первые апостолы Христа были рыбаками, а в Евангелии они названы еще и «ловцами душ», рыба здесь – душа верующего.

Кроме того, в период гонений на христиан играл роль фактор удобства изображения. Пришедший мог нарисовать ногой на земле две смыкающиеся полукруглые линии – рыбу, таким образом обозначая, кто он есть.

Христианство окончательно укоренилось в Эфесе и стало официальной религией только в V веке, с пришествием Константина Великого.

Руины базилики, Эфес. Фото АТОР

Первый христианский храм – базилику – в Эфесе Константин Великий устроил в здании, где прежде судили рабов и устанавливали цены на товары.

Эта базилика – прямоугольное здание с колоннами и алтарем в центре, имело размеры почти 122 метра в длину и 130 в ширину.

«ДУМА» ПЕРВОГО ВЕКА И ТЕАТР – ДВА В ОДНОМ

По главной улице Эфеса – улице Куретов – отправляемся дальше к зданию одеона, выполнявшему в жизни города также две функции: тогдашней «городской думы» и театра.

По пути нам встречается еще один символ христианства – крест V века.

Эфес, крест V века. Фото АТОР

Поднимаемся по лестнице.

Эфес, лестница. Фото АТОР

В одеоне заседали тогдашние «парламентарии», члены совета Эфеса. Но интересно, что в этом же самом здании проводились певческие и музыкальные конкурсы.

Одеон, Эфес. Фото АТОР

Первые шесть рядов одеона – оригинал I века, следующие отреставрированы.

ХРАМ ОКТАВИАНА АВГУСТА, МЭРИЯ И НЕМНОГО МИФОЛОГИИ

Следующая остановка на улице Куретов – руины храма Октавиана Августа.

Руины храма Октавиана Августа, Эфес. Фото АТОР

Жители Эфеса строили и посвящали храмы не только своим и чужим богам, но и правителям Римской Империи – по ее канонам. Пришел Октавиан Август – надо ему построить храм, пришел Траян – посвятим храм Траяну, пришел Адриан, ну ладно, не проблема.

Руины храма Октавиана Августа, Эфес. Фото АТОР

Достигалось же это перепосвящение малыми мерами: скульптурам, после смерти очередного «живого бога» (императора) просто заменяли головы и положения рук.

Мы подошли к притании – мэрии города, где горел вечный огонь, который, согласно мифу, оберегался куретами – мифологическими бесполыми существами, которые научили жителей Эфеса строить дороги, разводить пчел и приручать животных.

Притания, колонны, Эфес. Фото АТОР

ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЫ

Заботились в Эфесе и о душевном здоровье жителей. Здесь была психиатрическая больница. С ее крыши, кстати, открывается отличный вид на город.

Вид на Эфес с крыши больницы. Фото АТОР

 

Вид на Эфес. Фото АТОР

Сюда не брали смертельно больных, их отправляли в Памуккале – к термальным источникам.

На воротах больницы надпись «Смерти в эти ворота вход воспрещен».

Ворота больницы, Эфес. Фото АТОР

Методики лечения больных в этой больнице могут показаться странными и сомнительными, но местные древние жители верили, что это работает. На больных воздействовали гипнозом, увещеваниями, водолечением (на потолке коридоров здания были отверстия, откуда текла вода), и даже опускали в бассейн со змеями (вероятно, неядовитыми).

Кстати о змеях. Но на этот раз уже ядовитых. Знаете ли вы, что символу медицины и фармацевтики (змея, обвивающая чашу) более 2 тысяч лет? Но почему именно змея и чаша символизируют исцеление?

Символ фармацевтики, Эфес. Фото АТОР

Символ обязан своему происхождению пергамскому царю Эвмену II. Царь сильно заболел и так страдал от своей болезни, что утратил всякую веру в возможное исцеление. Царь попросил отравить его змеиным ядом, но подданные видели в этой просьбе какой-то подвох и не решались.

Но царь настаивал. В итоге ему дали змеиный яд в низкой концентрации. Эвмен II выпил яд и… выздоровел. С тех пор символом исцеления, точно выверенной дозировки, в которой яд может быть лекарством, являются чаша и змея.

А здоровых людей в Эфесе, для укрепления этого самого здоровья, отправляли в гимнасии. Происходит слово «гимнасия» от слова gym: греческий гимнасий мало общего имеет с нашим представлением о гимназии, как учебном заведении.

Там всего лишь занимались спортом. Уже потом философы пристроили к гимнасиям свои философские школы и гимнасии обрели вид, похожий на современные школы.

Эфес, улица. Фото АТОР

ОТКУДА РОДОМ КРОССОВКИ NIKE

Помимо множества фразеологизмов, Эфес можно считать и местом рождения логотипа и названия корпорации Nike.

В складках туники крылатой, победоносной богини Ники (Nike) отчетливо просматривается ставшая знаменитой «галочка» Nike.

Барельеф с изображением богини Ники. Фото pxhere.com

Дело в том, что молодая художница, работающая над логотипом тогда еще безымянной компании, вдохновилась идеей логотипа именно здесь, в Эфесе.

КАК ЖИЛА ЗНАТЬ ЭФЕСА

Ворота Геркулеса в Эфесе предваряют вход на улицу, где жила городская знать.

Ворота Геркулеса. Фото АТОР

Существует поверье, что до этих колонн нужно непременно дотронуться, чтобы стать сильными, как Геркулес. А можно и запечатлеть этот момент на фото.

Улица составляла почти полтора километра в длину и 8 метров в ширину (для древнего города это очень внушительные размеры).

По бокам высились кажущиеся многоэтажными (из-за их построения «ярусами» на холмах) жилые здания.

Эфес, улица. Фото АТОР

В начале улицы находился грандиозный, высотой около 20 метров, фонтан, посвященный императору Траяну.

В центре стояла 16-метровая статуя самого Траяна, от которой сохранилась только нога. (Сама эта скульптура находится сейчас в Эфесском музее).

Фонтан, посвященный императору Траяну. Фото АТОР

А по бокам стояли статуи Аполлона и Дионисия. Древние греки почитали Дионисия и говорили, что если бы не было вина, не было бы и театра.

Эфес, улица. Фото АТОР

Во дворе одного из домов можно видеть мозаику I-II веков.

Мозаика I-II веков во дворе жилого дома, Эфес. Фото АТОР

На первых этажах находились магазинчики, а также просторные апартаменты богатых людей с канализацией и подогреваемыми (уже в ту пору!) полами.

Руины жилого дома, Эфес. Фото АТОР
Руины жилого дома, Эфес. Фото АТОР

Бедняки в Эфесе занимали жилье, расположенное выше на склонах по обе стороны улицы. Жилье на склонах стоило дешевле, поскольку плохо сохраняло тепло, а из-за отопления огнем зачастую возникали пожары.

Улицу украшает храм императору Адриану, племяннику Траяна.

Храм, посвященный императору Адриану, Эфес. Фото АТОР

 

Храм, посвященный императору Адриану, Эфес. Фото АТОР

Большая часть подлинных деталей храма в Британском музее в Лондоне, но храм хорошо отреставрирован.

ЛАТРИНЫ – ПЕРВЫЕ ПЛАТНЫЕ ТУАЛЕТЫ

В Эфесе раскопано три банных комплекса: два возле входов в город для нужд купцов и один в центре города – для жителей. При бане был общественный туалет – латрины.

Латрины, Эфес. Фото АТОР

Современному человеку при взгляде на древние унитазы становится некомфортно от дефицита пространства. И что же, думает современный человек, не было никаких перегородок, никакой приватности?

Нет, не было. Но несмотря на это, атмосфера в латринах царила непринужденная, рабы нагревали каменные сиденья для господ, играла музыка (рабы играли на флейтах), рядом бил фонтан.

Под звуки флейт и льющейся воды жители, сидя рядышком, обсуждали разнообразные вопросы: от насущных (где лучше купить ткань, древесину) до политических (высота налогов, геополитический курс Римской Империи и прочее).

С латринами (разумеется, не только эфесскими), кстати, связано происхождение выражения «деньги не пахнут». Император Веспасиан заметил, что люди проводят много времени в латринах, и забеспокоился: как бы вопросы, решаемые здесь, не навредили ему.

Чтобы сократить время пребывания жителей в латринах (и время общения), Веспасиан вводит налог на общественные уборные. Таким образом, посещение латрин стало привилегией только исключительно богатых людей.

Это многим не понравилось, в том числе и сыну Веспасиана – Титу. Он выразил свое недовольство отцу: как можно зарабатывать на общественных туалетах?

Тогда Веспасиан, весьма довольный тем, как налог на общественные уборные пополняет казну, достал монету со своим изображением, поднес к носу сына и сказал: «Деньги не пахнут».

НАЛЕВО ОТ БИБЛИОТЕКИ ЦЕЛЬСА

Визитная карточка Эфеса и самое тиражируемое изображение среди всех достопримечательностей Турции – библиотека Цельса.

Библиотека Цельса, Эфес. Фото АТОР

Проконсул Цельс (Цельсиус) был очень богат, хорошо управлял городом и мечтал сделать Эфес не только процветающим торговым, но и знаменитым культурным центром. Поставив себе задачу создать в Эфесе лучшую библиотеку в мире, он построил ту, что видят сейчас туристы. Но, к сожалению, на самую первую строку топа лучших в мире древних библиотек она так и не вышла.

Первое место занимает Александрийская, второе – Пергамская, библиотека Цельса – на третьем, что, разумеется, ничуть не умаляет ее историко-культурного значения и красоты.

Здание библиотеки украшают четыре статуи, символизирующие мудрость, профессионализм, добродетель и «правильные умозаключения».

Библиотека Цельса, Эфес. Фото АТОР

 

Библиотека Цельса, Эфес. Фото АТОР

Справа от библиотеки нижняя агора – торговая площадь, тут был невольничий рынок.

Торговая площадь, невольничий рынок, Эфес. Фото АТОР

А через дорогу от библиотеки… публичный дом.

Руины, Эфес. Фото АТОР

Интересно, что с ним довольно остроумно связывают происхождение поговорки «пойти налево». Во всяком случае, эта красивая версия активно эксплуатируется местными гидами и разошлась среди туристов.

Мол, идет ученый муж в Эфесе в библиотеку книги читать, но не удержится да и пойдет налево к платным жрицам. Тем более что из библиотеки шел подземный ход, который связывал ее с публичным домом. А что? Удобно: зашел в библиотеку, почитал немного для приличия и в подземный переход, налево. Так, якобы, и произошло укоренившееся в веках и дошедшее до наших дней выражение «ходить налево».

Впрочем, это вряд ли верно, так как выражение «пойти налево» довольно позднее и имеет корни в христианстве и, по всей видимости, вообще «наше» (в английском, например, никакого «лева» нет).

Зато на улице рядом с руинами древнего публичного дома замечена своего рода наружная реклама I века.

Изображение женской стопы, Эфес. Фото АТОР

Изображение женской ступни – особый знак, чтобы сориентировать в городе приезжих, которые еще не знают, где что расположено. Рядом с изображением стопы на камне начертаны диадема, сердце, а в углублении рядом были найдены монетки.

АНТИЧНЫЙ ТЕАТР ЭФЕСА

Античный театр, Эфес. Фото АТОР

В театр могли вместиться 25 тысяч жителей, из чего исследователи сделали вывод, что население города в I веке нашей эры составляло примерно 250 тысяч жителей. Дело в том, что античные театры строились с расчетом вместимости 10% всех городских жителей.

Театры в Древнем Риме служили не только для зрелищ, но и для того, чтобы провозглашать могущество правителей. Достигалось это разными способами, в том числе и благотворительностью. Вход был бесплатным, здесь беднякам бесплатно раздавали еду.

Это место хранит память кровопролитий. Сюда приходили посмотреть на битвы животных и гладиаторов.

Здесь же случилось выступление апостола Павла перед жителями Эфеса, который в 45-46 гг. н.э. пришел сюда проповедовать христианство. Выступление Павла вызвало гнев горожан, его хотели казнить, но, поскольку он был гражданином Рима, не осмелились. Павла заточили в тюрьму, где он провел несколько лет.

А вот коридор, по которому выходили на арену гладиаторы.

Коридор, ведущий на арену античного театра, Эфес. Фото АТОР

Проходим мимо гимнасиума – спортивной школы для юношей. Кстати, заниматься спортом здесь полагалось исключительно в обнаженном виде – греческие традиции, культ красоты тела…

Руины гимнасиума, Эфес. Фото АТОР

И вот мы уже возле места, где когда-то был порт – второй вход в город Эфес.

На выходе из Эфеса. Фото АТОР

Примерно там, где сейчас реет флаг Турции, раньше плескалось море, а на волнах его качались корабли иноземных купцов.

ХРАМ АРТЕМИДЫ

Наше путешествие в историю Эфеса Римского периода заканчивается у руин храма Артемиды, он не в самом городе, а неподалеку от Эфеса.

По одной из версий исследователей, Артемида Эфесская воплощает в себе сразу трех богинь: это и не Артемида и никакая другая богиня в чистом виде. От Исиды у Артемиды Эфесской высокий головной убор, от Артемиды – богини охоты и покровительницы всего живого, как ее понимали греки, изображения животных на платье, и от еще одной, фригийской богини Кибел, олицетворяющей материнство и плодовитость, груди в три ряда.

Так выглядела статуя Артемиды Эфесской. Фото АТОР

У храма было 122 колонны, в центре стояла статуя самой Артемиды Эфесской.

Всякий вошедший в храм, будь то честный гражданин или преступник, обретал неприкосновенность, никто не мог его там арестовать. В 356 году до нашей эры храм, который только частично был выполнен из камня, а в основном из дерева, поджигает Герострат, тщеславный житель Эфеса. Отсюда выражение «Геростратова слава», что значит дурная слава, равная позору.

Храм сгорел, и жители задались вопросом: как Артемида допустила такое, почему не защитила свой храм? Со временем ответ на этот вопрос нашелся и стал легендой.

Она гласит, что в ночь на 21 июля 356 года до нашей эры покровительница рожениц Артемида отсутствовала в своем храме, поскольку была в другом месте, помогала появиться на свет великому завоевателю Александру Македонскому, сыну Филиппа, который родился именно в эту ночь.

Впоследствии храм был восстановлен и пережил череду разрушений от землетрясений и реставраций, пока не был окончательно заброшен с пришествием в Эфес христианства.

От храма осталась одна колонна, причем и она составлена реставраторами из кусков разных колонн.

Руины храма Артемиды Эфесской. Фото АТОР

Место, где расположен храм, и сейчас уникально. Как жители Эфеса стремились воплотить в Артемиде Эфесской трех женщин, так и место это объединяет сейчас три религии.

Символ язычества – колонна храма Артемиды, а позади нее можно видеть символ христианства – базилику Иоанна Богослова, а также символ ислама – мечеть Иса-бей.

На этом заканчивается экскурсия, но не список достопримечательностей, которые можно посетить на Эгейском побережье Турции. Подробно об этом читайте в этой статье.

Ольга Тетерева

Фото: АТОР