16 апреля, вторник
 
 

Туристам было бы лучше летать на новом МС-21, считают в «Ростехе». Но приходится терпеть Airbus и Boeing

Пассажирам будет комфортнее летать на отечественном самолете МС-21, чем на Airbus и Boeing, считают в «Ростехе». Но путешественники до сих пор еще лишены счастья пользоваться новыми удобным МС-21 за неимением таких самолетов на рынке. Поэтому в Минтрансе предлагают разрешить ставить неоригинальные детали на иностранные самолеты.

МС-21 НЕ БУДЕТ ИМЕТЬ КОНКУРЕНТОВ В РОССИИ

Российским туристам будет комфортнее летать на новых отечественных самолетах, чем на иностранных Airbus и Boeing, считает глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Это следует из его интервью газете «Ведомости», где он также называет зарубежных партнеров «ненадежными», предлагая забыть их, поскольку на российский рынок они не вернутся.

По словам г-на Чемезова, самолет МС-21 для путешествий подойдет «лучше, чем тот же Boeing 737».

«У него и двигатели более экономичные, и салон самый широкий в классе, удобнее багажные полки. То есть он более комфортабелен для пассажиров. МС-21 создавался изначально так, чтобы на равных конкурировать на открытом рынке. После ухода западных производителей у него тем более нет конкурентов в России», – сказал глава «Ростеха».

Но есть у МС-21 и одна заметная проблема: его нет. 

СОЗДАНИЕ МС-21 ЗАЙМЕТ НЕ МЕНЕЕ 18 ЛЕТ

Самолет должен был появить еще в 2015 году. Проектирование же началось в 2007 году.

С тех пор коммерческие поставки лайнера постоянно переносятся. Так, в июле 2021 года заявлялось, что МС-21 начнут эксплуатировать в авиакомпании «Россия» весной 2022 года. Но уже в декабре 2021 года событие перенесли на осень 2022 года.

К настоящему моменту пассажиры уже должны были получить возможность летать на новом и удобном лайнере.

Но вместо самолета вице-премьер, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров предложил российским туристам новое обещание – организовать, наконец, поставку с 2025 года. То есть через 10 лет после изначально намеченного срока.

«С 2025 года начнутся также коммерческие поставки полностью русифицированного борта», – сказал он в рамках форума ВЭФ-22.
На этот раз производство импортозамещенного самолета осложнилось отсутствием компонентов зарубежного производства.

18 ЛЕТ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ САМОЛЕТА ЭТО МНОГО ИЛИ МАЛО?

Для сравнения, к практической работе над производством одного из самых популярных в мире самолета Airbus A320 приступили в далеком 1984 году, первый полет его состоялся в 1987 году, а в коммерческую эксплуатацию он поступил в 1988 году. 
К разработке самого массового пассажирского самолета Boeing-737, конкуренцию которому (в современном, конечно, его виде) уже 15 лет пытается составить МС-21, приступили в еще более далеком 1964 году, а коммерческая эксплуатация началась в 1968 году. 

И даже советский Ту-154 начали проектировать в 1963 году, а в «Аэрофлоте» он летает с 1972 года. 

Судя по этой статистике, у «Ростеха», действительно, достаточно времени, чтобы сделать самолет максимально комфортным. На это уже потрачено более 15 лет и более 100 млрд рублей.

СКОЛЬКО СТОИТ ПРОЕКТ УДОБНОГО МС-21?

Так, в период с 2008 по 2015 годы в самолет планировалось вложить 98 млрд бюджетных рублей. В январе 2019 года, напоминает газета «Ведомости», на создание, производство и обслуживание этих самолетов правительство направило 10,5 млрд руб. 

О выделении дополнительных 15 млрд руб. на «расширение производства» МС-21 стало известно 12 сентября текущего года, о чем сообщил премьер-министр Михаил Мишустин.

Ранее общие затраты на создание МС-21 оценивались в 465 млрд руб. до 2025 г. Это примерно 2/3 от стоимости разработки новейшего дальнемагистрального Airbus 350, к проектированию которого приступили в 2006 году и который поступил в коммерческую эксплуатацию в 2015 году.

При этом во что обойдется авиакомпаниям (а значит, в итоге, пассажирам) покупка и эксплуатация МС-21, в «Ростехе» не говорят. Известно только, что он подорожал в связи с необходимостью использования отечественных комплектующих.

«Мы постараемся сделать все, чтобы покупка МС-21 была выгодной. Давайте дождемся выхода на серийное производство и там поговорим о конкретике. Тем более, что сейчас объективно не все вводные понятны: подорожали комплектующие, металлопродукция», – сказал глава корпарации.

БУДУТ ЛИ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ САМОЛЕТЫ СТАВИТЬ НЕОРИГИНАЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ?

Вместе с тем, поскольку на данный момент МС-21 для пассажирских перевозок не эксплуатируется, а летать все же нужно, для этого по-прежнему используются менее комфортные, но существующие самолеты Airbus и Boeing, обслуживание которых изрядно затруднено санкциями. В частности, нерешенными остаются вопросы поставки комплектующих.

И в этой связи Министерство транспорта РФ предложило разрешить установку неоригинальных запчастей на зарубежные самолеты российских авиакомпаний, чтобы авиакомпании могли хоть как-то дотянуть до той поры, когда рынок получит долгожданные «полностью отечественные» лайнеры. 

В самом Минтрансе утверждают, что эта практика распространена в авиапроме. 

«Предлагаемая возможность использования запасных частей, одобренных многими ведущими авиационными властями по схожим процедурам, направлена на решение вопроса укомплектованности и снижение стоимости технического обслуживания воздушных судов, а также расширения рынка поставок идентичных запасных частей», – говорится в сообщении на сайте министерства.
Предполагается, что принятие данного постановления позволит расширить номенклатуру поставщиков запчастей, что обеспечит продление надежной эксплуатации авиационного парка российских авиакомпаний.

Проект постановления должен быть размещен на портале правовой информации, однако ссылка, ведущая на документ, на момент написания заметки не открывалась. Система выдает ошибку и утверждение, что проект удален. В Минтрансе «Вестнику АТОР» на вопрос о том, продолжается ли работа над документом, не ответили.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В АВИАЦИИ ПО-ПРЕЖНЕМУ БУКСУЕТ

Что же касается процесса импрортозамещения в авиапроме, то, по словам одного из источников «Вестника АТОР», хорошо осведомленного в этом вопросе, отрасль заметно отстает от других высокотехнологичных по уровню интереса к отечественным производителям: когда представители других сегментов экономики уже заключают контракты и делают заказы на отечественную высокотехнологичную продукцию, авиаторы только присматриваются к ней. 

Таким образом, в настоящий момент российским туристам официальными лицами предлагается, в сущности, два варианта воздушных перевозок: либо их отсутствие в ожидании современного и удобного самолета МС-21, который уже 15 лет находится в состоянии доработки и еще не менее 3 лет будет в нем пребывать, либо использование привычных Airbus и Boeing с неоригинальными запчастями, установленными в отсутствие контроля со стороны производителя.

Правда, справедливости ради нужно заметить, что хотя Boeing и Airbus может быть и не столь безопасны, комфортны и экономичны, как должен быть МС-21, самолеты - все же достаточно надежная техника, где все важные узлы и агрегаты, как минимум, дублируются. А у российских авиакомпаний пока есть ресурсы для их эксплуатации. По крайней мере, на сегодня ситуация такова.  

Екатерина Тропова
Фото piqsels.com

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР