27 апреля, суббота
 
 

Российские авиакомпании облетели западные санкции?

Результаты деятельности российских авиакомпаний в первой половине 2023 года удивили даже западных журналистов – динамика полетов «Аэрофлота» приблизилась к докризисной. Разбирались, какой ценой перевозчикам и пассажирам удается «облетать» санкции.

Несмотря на антироссийские санкции, которые больно ударили по авиационной отрасли, авиакомпании РФ продолжают показывать впечатляющие результаты. Объемы перевозки «Аэрофлота» в этом году удивили даже западных экспертов.

АЭРОФЛОТ СТАЛ ЛЕТАТЬ ПОЧТИ НА 70% ЧАЩЕ В ИЮЛЕ

По данным издания Aviation Source, которое ссылается на статистику сервиса отслеживания полетов Radar Box, за неделю с 4 по 11 июля «Аэрофлот» выполнил 789 рейсов, что на 67,87% больше, чем в июле прошлого года (470 рейсов).

Прирост в июле изданием отмечается преимущественно за счет внутренних рейсов, но есть подвижки и в международном сегменте.  «Это показывает, что санкции могут работать не так эффективно, как они предполагалось», – резюмируют в Aviation Source.

По данным самой группы компаний «Аэрофлот», в первой половине 2023 года самолеты «Аэрофлота», «России» и «Победы» совершили 142 127 вылетов, что на 12,% больше, чем годом ранее. Из них на внутренних линиях – 115 108, что на 7% больше, чем за первые 6 месяцев 2022 года, а на международных – 27 019, что на 43,9% больше.

ДО УРОВНЯ 2019 ГОДА ВСЕ ЕЩЕ НЕ ХВАТАЕТ 25-35%

Количество перевезенных пассажиров тоже растет.  Согласно операционным результатам группы компаний, которые были опубликованы в пятницу, 14 июля, за первое полугодие перевозчики обслужили 20 9 млн человек, что на 21,8% больше, чем годом ранее. Из них на внутренних линиях 16,8 млн человек (прирост 14,1%), на международных – 4,1 млн человек (прирост 68,2%).

Отметим, что относительно «низкой базы» прошлого года положительная динамика очевидна. Но до докризисного уровня 2019 года еще далеко.

Если сравнивать I полугодие 2023 года с этим же периодом в 2019 году, то количество рейсов «Аэрофлота» в этом году составило лишь 66% от докризисного (внутренних – 92,6%, международных – 30%). Количество пассажиров группы в этом году составило 74% от докризисного (на внутренних рейсах – 96,7%, на международных – только 32,3%).

Впрочем, стоит отметить, что с начала лета ситуация начала выравниваться. Отставание по общему количеству рейсов сократилось до 75%, по числу пассажиров – до 76,1%.

На фоне положительной динамики объемов перевозок группа компаний «Аэрофлот» повысила и собственный годовой прогноз пассажиропотока.

По итогам года авиакомпании должны перевезти 45,2 млн человек, что на 11% больше, чем годом ранее. При этом в январе текущего года ожидался рост всего на 7%. Об этом гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский 12 июля сообщил председателю правительства РФ Михаилу Мишустину. От объемов 2019 года это составит 75%.

Анализируя эту статистику, важно учитывать, что мировая авиационная отрасль уже фактически оправилась от «пандемии», то есть на данный момент основным довлеющим на российскую авиацию фактором остаются именно санкции – на последствия ковида недостаток пассажиров и вылетов уже не списать.

Из-за санкций национальный перевозчик предсказуемо поплатился высокодоходными международными рейсами. Но с началом сезона отпусков ситуацию удается все более динамично исправлять за счет внутренних перелетов.

КАК ПОДОРОЖАЮТ АВИАБИЛЕТЫ В 2023 ГОДУ

Так как потеряна та часть направлений, которая приносила наибольший доход, то, скорее всего, дальнейший рост цен на авиабилеты неизбежен – авиакомпаниям нужно сохранять рентабельность, и пассажирам приходится заплатить больше. На рост цен в авиаотрасли, впрочем, сейчас влияет довольно большое количество самых разных факторов.

Так, на прошлой неделе руководитель аэропорта «Внуково» и совладелец авиакомпании «Азимут» Виталий Ванцев спрогнозировал рост цен на авиабилеты на внутренних рейсах на 15-20%, а на международных – до 40%, о чем он заявил в интервью РБК.  Эксперт обосновал это, в первую очередь, ростом затрат на техническое обслуживание и растущей стоимостью топлива. Свою роль может сыграть и увеличение лизинговых ставок.

После заявления руководителя Внуково проверкой формирования цен на авиабилеты занялись Федеральная антимонопольная служба и прокуратура. Некоторые из опрошенных «Вестником АТОР» авиакомпаний подтвердили, что действительно получали запросы со стороны этих ведомств и вынуждены были объяснять, чем вызвано изменение тарифов на перевозку.

Виталий Ванцев, в свою очередь, получил от ФАС предостережение. «Подобные заявления могут быть восприняты компаниями как побуждение к действию по повышению цен», – считают в антимонопольной службе.

Минтранс в лице замминистра Игоря Чалика и подобные темпы роста, и перспективы дальнейшего подорожания авиабилетов отрицает, настаивая, что их стоимость в январе-мае (в сегменте внутренних авиаперевозок) выросла всего на 6,2%.

Справедливости ради, в апреле и сам замминистра прогнозировал повышение тарифов на авиабилеты как минимум на 30%, но очень оперативно пересмотрел собственную позицию.

Между тем, по данным Росстата, которые можно найти в открытом доступе, с начала года полет в салоне экономического класса самолета уже подорожал на 30%.

Екатерина Тропова

Фото: АТОР

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР