Россия открывается для иностранных туристов за пределами двух столиц: растет спрос на Дальний Восток, Байкал и Русский Север. Что еще интересно зарубежным гостям в нашей стране и насколько может вырасти турпоток из Китая?
Россия перестает быть исключительно «страной двух столиц» для иностранных туристов. Если до пандемии около 90% зарубежных гостей ограничивались посещением Москвы и Петербурга, то сейчас ситуация кардинально изменилась – осваивается практически вся территория страны, рассказал генеральный директор туроператора «Интурист» Александр Мусихин.
По данным «Интуриста», наиболее популярными направлениями, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, стали Дальний Восток, Байкал, Казань и Мурманск. Растет востребованность комбинированных туров, когда за одну поездку туристы посещают несколько городов или даже стран.
«На 2026 год у «Интуриста» есть несколько заявок из-за рубежа. Так, гостям из Турции интересны маршруты по Русскому Северу. Из Аргентины поступил запрос на тур по Транссибирской магистрали. Японские туристы очень активно открывали для себя Екатеринбург. Подобные запросы, которые раньше казались экзотикой, теперь становятся реальностью», – отметил Александр Мусихин.
Китай – локомотив роста, а для Турции нужен безвиз
На первом месте в структуре въездного потока с долей около 50% остается Китай. За ним с заметным отрывом следуют Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ и Иран, рассказал Александр Мусихин на пленарной сессии «География России» в рамках Петербургского международного туристского форума «Travel Hub. Приезжай. Зима».
«Мы очень ждем введения безвизового режима с Турцией. Учитывая, что россияне могут посещать Турцию без виз, логично было бы ожидать ответных шагов. Это может дать взрывной рост потока», – подчеркнул глава «Интуриста».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как масштабы России превратить в трафик для туризма
Отмена виз может увеличить количество туристов из Турции в два раза
В России построят новый огромный курорт почти за 100 млрд рублей
Зимой – за снегом, летом – за впечатлениями
Важным трендом для отрасли стал рост зимнего туризма. По данным эксперта, разница между летним и зимним турпотоком сократилась с 18 раз в 2019 году до 4 раз в настоящее время.
«Зима перестает быть мертвым сезоном. Иностранцев, особенно из жарких стран, привлекают новогодние праздники, Рождество, Масленица. Для них снег – это экзотика», – пояснил Мусихин.
По его словам, иностранные туристы путешествуют по-разному: как в группах, так и индивидуально. При этом доля индивидуальных и семейных поездок растет и уже составляет больше половины.
Молодежь предпочитает так называемые трендовые форматы: гастрономический туризм, фото- и видеотуры, а также различные тематические мастер-классы.
«Современный турист стремится не просто получить информацию о стране, но и приобрести уникальный опыт, поучаствовать в интерактивах. Например, в рамках гастротуризма он хочет не просто попробовать блюдо в новом ресторане, но и научиться его готовить – скажем, освоить лепку русских пельменей, обязательно сфотографировать процесс и поделиться этим в социальных сетях. Если речь идет о событийном туризме, то турист хочет не просто быть зрителем, но и в чем-то поучаствовать», – подчеркнул глава «Интуриста».
Важно обеспечить удобство пребывания иностранных гостей
На международном рынке туризма – острая конкуренция. За того же китайского или саудовского туриста Россия борется с Таиландом, Европой, Турцией. Эти страны ведут крайне активную политику в привлечении иностранных гостей на государственном уровне, и России нужно в этом не отставать.
Также необходимо решить проблему безналичных расчетов для иностранцев, продолжать наращивать авиасообщение и работать над удобством пребывания гостей.
«Чем больше авиакомпаний и рейсов, тем дешевле билеты, которые пока остаются дорогими. Но не менее важно улучшать комфорт внутри страны. Ключевая задача – окончательно решить вопрос с безналичными расчетами для иностранных гостей.
Пока проблема не решена: туристы часто вынуждены приезжать с наличными, что неудобно и несовременно. Работу над визовыми упрощениями также необходимо продолжать», – отметил Александр Мусихин.
Турпоток из Китая в 2026 году может вырасти на 40%
По мнению главы «Интуриста», восстановление активности китайского рынка на фоне безвиза – ключевой фактор. Поэтому общая статистика въездного рынка на следующий год будет напрямую зависеть от динамики именно китайского направления.
«Сейчас мы наблюдаем значительный рост раннего бронирования с китайского рынка на 2026 год. Если эти предварительные заявки подтвердятся и материализуются в реальные поездки, то в целом по итогам следующего года можно ожидать очень серьезного роста турпотока из Китая – примерно в 40%», – резюмировал Александр Мусихин.
Елена Мягкова
Фото: АТОР