24 июня, понедельник
 
 

Сколько стоит работа туристического менеджера

После 2009 года, когда многие компании вдвое сокращали количество сотрудников, ситуация на рынке туристического труда существенно изменилась. Так, заработная плата пока не вернулась к докризисным показателям, а потребность в квалифицированных кадрах стала еще острее.

По данным июньского исследования портала Superjob, средний заработок менеджеров туристических компаний в Москве составляет 35 тыс. руб. в месяц, в Санкт-Петербурге – около 30 тыс. руб. В Ростове-на-Дону и Самаре средние рыночные предложения по зарплате – 18 тыс. руб.

Менеджеры без опыта работы в столице могут рассчитывать на оклад от 20 тыс. до 25 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – от 16 до 20 тыс. руб., в Ростове-на-Дону и Самаре – от 10 до 13 тыс. руб. Более опытные (стаж работы в туризме до года), зарабатывают в Москве до 30000 руб., в Петербурге – до 24000 руб., в Ростове-на-Дону и Самаре – до 15000 руб.

Но более высокую зарплату могут рассчитывать менеджеры с законченным или неполным высшим образованием и трудовым стажем не менее 2 лет. Также специалисты должны демонстрировать хорошее знание рынка туристических услуг (направлений и отельной базы), иметь навыки работы в программных комплексах «Sirena», «Amadeus», «САМО-тур», «Мастер-тур», опыт оформления виз и подготовки пакета документов для оформления тура. Дополнительными преимуществами при трудоустройстве пользуются соискатели, свободно владеющие английским языком, и кандидаты, ранее участвовавшие в рекламных турах. Зарплатные предложения для таких специалистов в Москве достигают 40 тыс. руб., в Северной столице – 35 тыс. руб., в Самаре – 25 тыс. руб., в Ростове-на-Дону – 23 тыс. руб.

Профессионалы, отработавшие в туриндустрии более 3 лет по нескольким направлениям туризма, в столице могут претендовать на доход до 70 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – до 65 тыс. руб., в Ростове-на-Дону и Самаре – до 40 тыс. руб. Среди возможных пожеланий работодателей к опытным менеджерам по туризму часто встречаются следующие: знание нескольких иностранных языков, наличие собственной клиентской базы, навыки организации VIP-туров либо опыт работы в сфере бизнес-туризма.

Эксперты туристической отрасли с данными, приведенными в исследовании портала Superjob, в целом согласны, но обращают внимание на ряд нюансов.

Качества, которыми должен обладать соискатель

«Уровень заработной платы зависит от уровня квалификации: есть сотрудники, которые могут в одиночку заменить весь отдел, а есть те, кто не справляется и с самой простой работой», - рассказывает замдиректора «Веди Тур Групп» Андрей Сутулин.

Идеальный кандидат на должность менеджера, особенно если он новичок в туризме, по мнению туроператоров, должен быть коммуникабельным, стрессоустойчивым, внимательным, высоко обучаемым, активным и, конечно, иметь сильное желание работать в туризме.

Причем все качества и умения претендента кадровые отделы туроператорских компаний проверяют у соискателя в ходе собеседования: доверия дипломам, резюме и прочим рекомендациям практически нет. Не производит большого впечатления на работодателей и профильное образование соискателя. «Наличие высшего образования для нас обязательно: человек обладает определенным уровнем знаний, умением мыслить, находить информацию и правильно ее использовать. При этом мы вовсе не настаиваем на высшем профильном образовании: его уровень зачастую проигрывает нетуристическому», - рассказывает генеральный директор «Пегас туристик» Анна Подгорная. Чаще всего, турменеджерами работают студенты экономических, педагогических и PR-специальностей.

Одним из основных требований к соискателю эксперты называют знание английского языка: многие туристические термины пришли из английского языка, часто есть необходимость читать и переводить каталоги и буклеты на английском. А вот знание других языков – французского, немецкого, испанского и др., требуется намного реже и зависит исключительно от области работы будущего менеджера.

Сколько и за кого готовы платить туроператоры 

По мнению экспертов отрасли, начинающий работник в столице может рассчитывать на заработную плату от 25 тыс. рублей. В Санкт-Петербурге ценовой минимум на пять тысяч меньше. Однако во многих компаниях соискатель не будет получать указанную сумму с первого дня работы. Чаще всего назначается испытательный срок на период от двух до трех месяцев, во время которого зарплата может начинаться от 15 тысяч рублей.

Интересно, что при публикации вакансий на рекрутинговых сайтах, туркомпании часто игнорируют строку «заработная плата», указывая, что она будет оговариваться дополнительно в рамках собеседования. Этот финансово выгодный работодателю ход отсеивает часть потенциальных соискателей. Так, например, в ходе опроса АТОР о том, на что в первую очередь обращают внимание менеджеры при поиске работы, 45% респондентов указали пункт «заработная плата». При этом только 24% в первую очередь согласятся на «интересную для себя» работу, а 13% важен комфортный психологический климат в компании.

Идут кадровики и на другую хитрость: указывается лишь минимальная заработная плата с перспективой ее повышения в рамках собеседования. Такой прием большинству соискателей также может не понравиться. Профессионал, оценивающий свои навыки на 60 тысяч, предложения «от 30 тысяч рублей» рассматривать просто не станет.

Иллюзии выпускников туристических ВУЗов

Мы уже упоминали, что профильное образование на рынке не котируется. Туроператоры с сожалением констатируют: «российские ВУЗы готовят неплохих географов, но вот то, что туризм – это в первую очередь бизнес, своим студентам, почему-то, не объясняют». «Соискателям не хватает правильного представления о туристическом бизнесе. Они думают, что это красиво, что можно будет поездить по разным странам, посмотреть мир. Но туристический бизнес – это тяжелый труд. И к этому выпускники, часто оказываются не готовы», – говорит Анна Подгорная. «Соискателям подчас не хватает объективной оценки себя и своих возможностей, хотят «все и сразу, здесь и сейчас», – соглашается Юлия Петракова, директор по персоналу компании PAC GROUP.

Поэтому большинству турфирм проще вырастить собственные кадры самостоятельно, особенно если речь идет о крупных компаниях, располагающих необходимыми для этого ресурсами.

Школа жизни: кадры есть, профессионалов нет

Итак, многие компании  берут на себя функции не только работодателя, но и учителя. «Новобранец» без опыта работы может начать с помощника менеджера, потом вырасти до менеджера. «У нас есть целый отдел, занимающийся обучением персонала», – отмечает Анна Подгорная. Подход может быть и менее глобальным: неопытного работника берет под крыло опытный сотрудник. В конечном итоге обучать приходится практически всех новых работников: как минимум – тонкостям продукта конкретного туроператора, как максимум – всему, что должен уметь менеджер.

При этом большой проблемой на туристическом рынке труда остается текучка кадров. Часто случается так, что только что обученный туроператором специалист сразу уходит в другое место, потраченные усилия и время пропадают даром, поиск приходится начинать сначала.  «Для привлечения и удержания действительно профессиональных сотрудников нужна достойная мотивация», – уверена Юлия Петракова.

Менеджер в турагентстве: работа на процентах

Заработная плата менеджеров турагентств рассчитывается сложнее. Как отметил в интервью  «Туринфо» гендиректор кадрового центра «Туризм и работа» Тимофей Букрин, 80% появляющихся агентств имеют мизерный бюджет на персонал либо вовсе его не имеют. Зачастую все ограничивается наймом неквалифицированных сотрудников, КПД которых стремится к нулю. Из этой ситуации только два выхода: ужаться на внешних атрибутах компании, вроде дорогой мебели и нанять опытного профессионала – или растить молодого сотрудника, затрачивая силы, время и средства на его обучение.

Действительно, «ужать» бюджет старается практически каждое агентство. Правда, чаще всего проявляется это в том, что в виде зарплаты соискателям предлагается минимальная ставка плюс проценты с продаж. «У нас менеджерам предлагается ставка от 5 до 10 тысяч рублей. Дополнительно к этому работник получает 50% от комиссионного сбора с туриста, которому он продал тур», - говорит директор агентства «Бюджет Тур» Елизавета Николаева. Такой принцип оплаты труда применяется в абсолютном большинстве турагентств. Это помогает директорам не «уйти в минус» в мертвый сезон и мотивирует самого менеджера активно работать на благо агентства.

В целом по рынку, ставка обычно варьируется от 5 до 20 тысяч рублей, процент с продаж – от 10 до 50%. В одной из крупнейших сетей «Горячие туры», московским менеджерам предлагают фиксированную часть в размере от 20 тысяч до 35 тысяч рублей. На региональном рынке эти цифры, как правило, ниже на 30-50%. В дополнение к окладу менеджеру также предлагают процент от продаж – 5-12%. Но есть одно «но»: свой процент менеджеры получат только после того, как будет выполнен объем продаж на точку.

Такое условие для агентского рынка не уникально: к необходимости выполнения плана прибегают большинство турагентств. Его размер варьируется в зависимости от оборотов и величины окупаемости офиса (затраты на оплату аренды и услуги связи, фонд заработной платы, прочие офисные расходы). В связи с этим, для одного офиса продаж план-минимум может быть 150 тысяч рублей, а для другого – 500 тысяч рублей.

Для того чтобы устроиться в турагентство на более выгодных условиях от соискателя требуется опыт работы и собственная наработанная клиентская база. В крупных сетях, чтобы получить должность менеджера нужно пройти курс обучения. «Прием на работу менеджера без опыта возможен, только при условии прохождении им обучения в нашей специальной школе Travel school. По результатам обучения предоставляется диплом об окончании школы и трудоустройство в сети офисов продаж «Горячие туры». Минуя школу, соискатель без опыта может устроиться только на должность помощника менеджера или курьера в агентство. Оклад в этом случае – от 15 тысяч рублей», – рассказала генеральный директор сети офисов продаж «Горячие туры» Светлана Макарова.

Интересно, что турагенты со стажем на многочисленных профессиональных форумах советуют новичкам начинать работу в агентствах: это позволяет набраться полезного опыта. А вот деньги зарабатывать отправляют к туроператорам.

Как попасть в турагентство

Кадры чаще всего подыскиваются через профессиональные сайты трудоустройства, по рекомендации коллег и знакомых. Нередко на работу принимаются те, кто проходил в агентстве студенческую практику.

Проблема с профессионалами в турагентствах стоит не менее остро, чем в туроператорских компаниях, а вот бюджет на ее решение  куда более скромен. «Часто приходят менеджеры, имеющие опыт работы лишь с одним направлением. Например, только по Египту. Нам же нужны универсалы, которые могут дать туристу хотя бы общую информацию по той или иной стране», – говорит Елизавета Николаева («Бюджет-Тур»).

Другая проблема – нежелание учиться. Многие начинающие менеджеры игнорируют обучающие семинары, тренинги, ворк-шопы. «Соискателям не хватает практических знаний: участия в рекламных турах, знания стран и отельной базы, не хватает опыта в технологии и технике продаж», – отмечает Светлана Макарова.

Неудивительно, что в турагентствах, как впрочем и везде, стараются толковыми менеджерами не разбрасываться. Удержать одного профессионала дешевле и правильнее, чем тратить время, усилия и деньги на поиски или обучение нового «кадра».

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР