16.04.2008
На съезде Ассоциации туроператоров России, который состоится в Москве 22 апреля, будет обсуждаться вопрос о преобразовании ассоциации в саморегулируемую организацию (СРО). Подробности рассказывает вице-президент АТОР Алексей Крылов.
- Алексей Викторович, что даст членам АТОР ее перерегистрация в качестве саморегулируемой организации? Или это просто PR-акция, цель которой - привлечь внимание к вашей деятельности? - По-моему, в рамках общественного объединения говорить о переходе в разряд СРО как о PR-акции не корректно. В Уставе АТОР, которая, кстати, была зарегистрирована ровно год назад, еще тогда было записано, что одна из наших целей - создание основ саморегулирования в туроператорской деятельности. Это обсуждалось как одно из направлений работы на всех наших учредительных мероприятиях. Поэтому сейчас мы просто реализуем на практике то, что было заложено в учредительных документах. - Вы решили создавать СРО через год после регистрации АТОР. Это связано с тем, что ранее не было соответствующего закона? - Закон о СРО был принят только 1 декабря 2007 года, до этого момента пункт о саморегулировании в нашем уставе был не более чем декларацией. Но принять закон и создать инструменты его реализации - не одно и то же. В законе сказано, что организация становится саморегулируемой не с момента ее провозглашения таковой, а лишь после регистрации ее соответствующим органом. Но орган по регистрации СРО еще не создан. Поэтому подготовка к созданию саморегулируемых организаций, которую сейчас ведут в рамках нового закона многие объединения, подобные нашему, - это предварительная процедура. - Что изменится в деятельности АТОР? - На сегодняшний день АТОР - некоммерческое объединение, основная цель которого - защита интересов своих членов. Теперь оно станет некоммерческой саморегулируемой организацией, а ее основной целью будет создание стандартов и правил туроператорской деятельности. Мы и раньше могли разрабатывать какие-то правила и стандарты, но только теперь, если мы превратимся в СРО, они будут обязательными для всех членов ассоциации. В законе под саморегулированием понимается самостоятельная инициативная деятельность по разработке стандартов и правил работы отрасли. Конечно, нельзя зарегулировать всю деятельность операторов. Но можно разрабатывать, например, стандарты взаимодействия с партнерами. Над одним из них, по взаимодействию со страховщиками, мы как раз работаем - это обязательное минимальное страхование туристов. Стандартов по взаимодействию с другими участниками рынка - агентствами, транспортниками, гостиницами вообще нет. По ним возникает много вопросов, и сейчас у нас появляется возможность договориться друг с другом, решить, как лучше и удобнее работать, чтобы затем использовать именно эти договоренности, а не другие. Внутренние стандарты компаний могут быть связаны, например, с IT-инфраструктурой. Но в любом случае и при любом подходе элементы конкуренции и рынка должны оставаться незыблемыми. Кроме того, в рамках СРО должны быть созданы контрольные комитеты с дисциплинарной комиссией, которые будут обязаны проводить плановые проверки своих членов с периодичностью не реже одного раза в три года, но и не чаще одного раза в год. В этом суть саморегулирования. Объединение само создает определенные правила и стандарты, которые его члены должны выполнять. Дисциплинарные службы могут разбирать любые жалобы на членов организации, налагать любые дисциплинарные взыскания: от выговора, порицания, штрафов и вплоть до исключения. Сейчас операторов проверяют налоговая инспекция, пожарники, СЭС, Роспотребнадзор. Теперь все то же самое смогут делать соответствующие комитеты ассоциации. АТОР может и должна будет защищать своих членов. Если кто-то из них будет не согласен с действиями проверяющих инстанций, АТОР сможет подать в суд даже на эти государственные органы, чтобы выяснить, на каком основании были наложены взыскания. Таким образом, у ассоциации появляется больше прав.- Насколько я знаю, одна из основных функций саморегулируемых организаций туроператоров, действующих за рубежом, это страхование деятельности. Они создают специальные фонды, которые в случае каких-то проблем с туристами могут быть использованы для их вывоза или выплаты компенсаций. У нас эту функцию уже взяло на себя государство, а без нее, как мне кажется, деятельность АТОР в качестве СРО несколько теряет смысл.
- Закон писался на все виды деятельности и все отрасли, а в туризме финансовые гарантии успели ввести раньше, чем он был принят. Также и функции ведения Реестра операторов были переданы федеральному органу управления туризмом - Ростуризму еще до появления закона о СРО. Но я считаю, что нам это только облегчает жизнь. Существующие банковские или страховые гарантии одновременно являются инструментом защиты потребителей. В этом плане АТОР уже не нужно ничего делать. Вы, конечно, правы, страхование деятельности - один из серьезнейших инструментов воздействия на работу туроператоров, и без него деятельность АТОР в значительной степени нивелируется. Но по закону о СРО мы можем выступить с законодательными инициативами. Я собираюсь предложить на съезде АТОР рассмотреть возможность внесения поправок в закон с тем, чтобы функции ведения Реестра операторов были переданы АТОР. - Допустим, АТОР будет вести реестр. Означает ли это, что тот, кто не входит в ассоциацию, не сможет войти в реестр и соответственно быть оператором? - Конечно. Он должен будет либо войти в АТОР, либо создавать свою собственную организацию. В идеале, если существует саморегулируемая организация туроператоров, тот, кто не является ее членом, не может осуществлять туроператорскую деятельность. Сегодня все юридические лица, которые хотят заниматься ею, должны быть внесены в Федеральный реестр, а для этого нужно иметь банковскую или страховую гарантию. Пока Федеральный реестр ведет Ростуризм. Но одной из целей принятия закона о СРО была как раз передача части регулирующих функций государства саморегулируемым организациям. - В АТОР 55 операторов. Не слишком ли это мало, чтобы регулировать рынок? - Мы понимаем, что для того, чтобы взять на себя функции регулирования рынка, мы должны иметь больше членов. В идеале их должно быть 200-300. С этой целью мы планируем ввести два уровня членства - для крупных операторов с оборотом свыше 100 млн рублей членский взнос составит 180 тыс. рублей. Для операторов с оборотом до 100 млн - 60 тыс. Дополнительно введем взнос для операторов, входящих в президиум. Сейчас речь идет о цифре в 360 тыс. рублей. Кроме того, по закону о СРО в ее президиуме должно быть не менее одной трети независимых членов, то есть не операторов. Мы обсуждаем возможность привлечения в качестве таких членов представителей смежных отраслей - страховых, банковских, гостиничных компаний. - Если даже съезд АТОР утвердит новый устав, сможете ли вы зарегистрировать организацию, когда для этого нет соответствующего органа? - По закону о СРО, для того чтобы стать саморегулируемой организацией некоммерческое объединение должно провести общее собрание и преобразоваться. 22 апреля, я надеюсь, это решение будет принято и будет утвержден устав. То, что регистрационный орган отсутствует, не означает, что организации нельзя создавать. Все основы их деятельности прописаны в законе. Не хватает лишь бюрократической процедуры, связанной с регистрацией. Если соответствующий орган так и не будет создан, мы можем подать в суд, так как это нарушает закон о СРО. - В результате получится, что АТОР будет монопольно диктовать правила рынку. Может быть, турбизнесу нужно несколько СРО? - Саморегулируемая организация не может быть монопольной по определению, потому что она некоммерческая. Когда чиновник создает правила, он может действовать в своих личных корыстных интересах. Предприниматели же устанавливают правила игры в своих интересах. Закон не запрещает создания в одной отрасли нескольких СРО. Но зачем? Чтобы между ними была конкуренция? Законом это не запрещено, но, по-моему, в этом нет необходимости. Подобная конкуренция не будет способствовать защите потребителей. Туроператоры будут выбирать, в каком объединении им быть, организации будут вырабатывать разные стандарты. Все это не пойдет на пользу рынку. Беседовала Юлия Батырь, текст опубликован в газете "Туринфо" № 14