Механизм реализации ГОСТ по работе горнолыжных комплексов остается неясным

В России с 1 января 2017 г. начнет действовать национальный стандарт, определяющий требования к деятельности горнолыжных комплексов. Участники рынка считают, что для отрасли новый ГОСТ – скорее благо: он определяет основные правила эксплуатации горнолыжных курортов и их создания. Однако эксперты высказывают опасения, что на практике внедрение нового ГОСТ может затянуться.

Новые правила работы для горнолыжных склонов разработаны взамен старого стандарта, действовавшего с 1 марта 2015 г. При разработке нового документа были исследованы три основные модели развития горнолыжных курортов в мире: швейцарско-австрийская, французская и североамериканская, а также проведен анализ нормативно-правового регулирования их деятельности. «Зарубежный опыт развития и эксплуатации горнолыжных курортов учитывался при разработке ГОСТ и адаптировался под особенности функционирования горнолыжных комплексов России», - пояснили «Вестнику АТОР» в пресс-службе АО «Курорты Северного Кавказа», который выступил одним из разработчиков «горнолыжного» нацстандарта.

В настоящее время работа горнолыжных курортов регулируется лишь отраслевыми нормами и стандартами — в части деятельности аварийно-спасательных служб, эксплуатации горнолыжных подъемников, оказания первой медицинской помощи и прочего. Например, как рассказали в пресс-службе курорта «Горки Город», канатные дороги курорта сертифицированы Ростехнадзором. Зато во всем, что касается трасс, в «Горки Город» ориентировались на международные стандарты, в том числе, стандарты FIS (Международной федерации лыжного спорта), которые регламентируют сложность трасс, их цветовую маркировку, маркировку отрезков, установку знаков на трассах, правила поведения на горнолыжных трассах и подъемниках.

Комплексных требований к деятельности российских горнолыжных комплексов до настоящего времени не существовало. Вот этот «дефицит» комплексного подхода и признан удовлетворить новый ГОСТ. Как отмечают представители «Курортов Северного Кавказа», новый стандарт стал одним из самых объемных ГОСТ в сфере туризма, когда-либо утвержденных Росстандартом: документ состоит из более чем 90 страниц. В новом стандарте установлены типовые пакеты базовых услуг горнолыжных комплексов, определены технические и организационные условия оказания каждого вида услуг, включая требования к безопасности, закреплены общие требования к формированию структуры управления, подготовке производственной деятельности по оказанию услуг, ведению экономической, маркетинговой, коммерческой и операционной деятельности.

Главный акцент в документе сделан на требования к организации безопасного пребывания посетителей на территории курорта в целом и горнолыжных склонах в частности — от оценки метеоусловий в зоне катания до контроля уровня квалификации службы спасения на трассах. И, как считают в «Курортах Северного Кавказа», для туристов соответствие того или иного российского горнолыжного курорта требованиям стандарта «станет гарантией их безопасного отдыха и высокого качества оказываемых услуг».

Оценивая перспективы внедрения ГОСТ, эксперты говорят, что сама идея хороша, поскольку она подразумевает некую классификацию курортов и приведение их «к общему знаменателю». Но на практике реализация нового стандарта, соблюдение которого в обозримом будущем является добровольным, а не обязательным, вряд ли быстро найдет поддержку. В этой связи участники рынка проводят аналогии с классификацией гостиниц: отельеры не шли на классификацию, пока в отрасли не «закрутили гайки». И пока на официальном уровне ГОСТ не будет закреплен как обязательный, вряд ли кто-то будет торопиться пройти сертификацию.

К тому же пока не ясно, когда к проведению подобной сертификации по новому стандарту будут готовы и сами уполномоченные организации. «Курорты Северного Кавказа» намерены провести сертификацию на новый ГОСТ для ВТРК «Архыз» и говорят о том, что хотят сделать это до конца зимнего горнолыжного сезона 2016-17 гг.

Вячеслав Анисимов из турцентра «Шерегеш» обращает внимание и на такой важный факт, как соотношение регламентов с новым ГОСТ работы госслужб - например, спасателей. В Кемеровской области функции службы спасения выполняет государственная структура «Агентство по защите населения», которая и ставит сезонный пост в Шерегеше, работая по своим, достаточно серьезным внутренним регламентам.

В связи с этим не понятно, будут ли обязаны спасатели, у которых есть свой ГОСТ, следовать еще и горнолыжному, или нет. То же самое относится и с распространением стандарта на работу медицинских служб.

По мнению экспертов, к новым стандартам, помимо самих собственников курортов, не готовы в первую очередь и сами туристы – как материально, так и морально. «У нас в Шерегеше все работает на приличном уровне. Можно и вертолет подать для транспортировки пострадавшего туриста в частную клинику. Однако готов ли турист оплачивать такие услуги? У нас единицы тех, кто оплачивает страховку за 300 руб. на неделю, а уж отдать несколько сотен тысяч рублей за вертолет или оплатить работу частной службы спасателей под силу лишь очень небольшому числу туристов», - резюмирует ситуацию Вячеслав Анисимов.

Наряду с «Курортами Северного Кавказа» разработчиками госстандарта, который был утвержден 15 августа, также выступили ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации», ООО «Росинжиниринг Эксплуатация», Союз горнолыжной индустрии, АНО «Союзэкспертиза» Торгово-промышленной палаты РФ при поддержке департамента туризма и региональной политики министерства культуры РФ.