Россия не пользуется популярностью у туристов

Несмотря на многочисленные заявления чиновников о необходимости развития туристического потенциала России, бума въездного туризма в стране так и не происходит. Более того, по итогам летнего сезона количество туристов из стран дальнего зарубежья, напротив, немного сократилось. АТОР выяснил у туроператоров, как в этом сезоне продавались туры в Россию.

Владимир Канторович, президент компании «КМП-групп»:

- В этом сезоне количество туристов из стран дальнего зарубежья падает. Во-первых, из-за того, что дорожает рубль, и наша страна становится дорогой для европейцев. Во-вторых, соответственно, падает и рентабельность туроператоров, потому что Россия «контрактовалась» еще до падения курса евро по отношению к рублю. В третьих, в этом сезоне туроператоры, работающие на приеме иностранных туристов, несут потери из-за неконструктивной позиции отечественных хотельеров. Все дело в том, что в августе из-за смога в российской столице многие иностранцы отказывались ехать в Москву, но при этом хотельеры не возвращали денег, ссылаясь на то, что раз в столице не было объявлено чрезвычайного положения, то и форс-мажора никакого нет. В данной ситуации туристов можно понять и, очевидно, что владельцы отелей просто решили использовать ситуацию для того, чтобы увеличить свои доходы. Кстати, если аналогичные ситуации складываются за рубежом, но нашим туристам всегда предлагают вернуть деньги или перенести сроки поездки. В результате, туроператоры, чтобы не потерять свое реноме были вынуждены брать расходы на себя.

Учитывая, что именно Москва и Санкт-Петербург являются самыми посещаемыми иностранцами городами, думаю, что по итогам этого сезона въездной поток в Россию сократиться где-то на 15%.

Константин Радушкевич, генеральный директор компании «Райзебюро ВЕЛЬТ»:

- Не могу сказать, что нынешний сезон проходит для нас очень плохо. В этом году к нам приехало даже немного больше туристов, чем в прошлом. В среднем, увеличение составит порядка 10-15%.

Самыми востребованными городами по-прежнему остаются Москва и Санкт-Петербург. Золотое кольцо тоже спрашивают, но меньше. Отдельные «экстремалы» любят заказывать туры Москва-Пекин – так, что у туристов есть возможность посмотреть всю Россию.

Наиболее активно нашу страну посещают туристы из Европы, кроме того, в этом году где-то на 30% вырос спрос у Ирана.

Цены на туры остались приблизительно на уровне прошлого года. Более того, ряд новых отелей в Санкт-Петербурге даже делали существенные скидки.

К сожалению, пока что кроме Москвы и Санкт-Петербурга другие туристические маршруты в России не пользуются спросом. Хотя, практически во всех крупных городах есть и необходимая инфраструктура, и средства размещения. Необходимо, чтобы Россию «пиарили» на внешнем рынке, но это не задача туроператоров, тут наши власти должны демонстрировать открытую политику. Мы ведь не создаем спрос, а только удовлетворяем его.

Светлана Гончарова, заместитель генерального директора компании «Мостурфлот»:

- В этом году мы наблюдаем падение спроса, которое по сравнению с прошлым сезоном составляет порядка 20%. Самыми востребованными, и, по сути, единственными привлекательными круизами для иностранцев по прежнему остаются маршруты Москва – Санкт Петербург, или Санкт-Петербург – Москва.

Наибольшей популярностью Россия пользуется у немецких туристов. На втором месте – французы. По итогам этого сезона существенно сократилось количество групп туристов из Испании.

Андрей Смолин, коммерческий директор компании «Водоход»:

- По итогам нынешнего сезона туристический поток из стран дальнего зарубежья остался на прежнем уровне. Страны Европы – Франция, Германия, Испания – продемонстрировали очень незначительный рост, в пределах 2-3%. Немного оживился рынок США, однако, это оживление связано с тем, что в прошлом, кризисном году, он рухнул почти в два раза.

Стоит отметить также, что если в прошлом году речь шла о платежеспособности самих клиентов, то в этом году мы столкнулись с финансовыми проблемами зарубежных туроператоров. Думаю, что причина в некоем «кассовом разрыве»: если прошлый сезон большинство зарубежный игроков отработали в долг, то в этом году долги пришлось возвращать, и это не у всех получилось. Если бы не финансовые сложности, возможно, турпоток в Россию вырос бы более существенно.

Самыми востребованными среди туристов, как и в предыдущие годы, остаются круизы Москва – Санкт-Петербург и Санкт-Петербург – Москва. Однако, если туристы из Европы предпочитают туры продолжительностью 10-12 дней, то путешественники из США – в 14-15 дней. Такое различие обусловлено тем, что для туристов из США оказывается достаточно дорог перелет, поэтому они предпочитают ехать на более долгий срок.