29 марта, пятница
 
 

«Аэрофлот» планирует купить 70% новых российских самолетов

«Аэрофлот» и ОАК подписали соглашение о намерениях в части приобретения авиакомпанией 339 самолетов российского производства. Планируется купить МС-21, SSJ-100 и Ту-214. Согласно планам правительства, это более двух третей самолетов таких типов, которые ОАК намерена произвести. В парке перевозчика окажется более 30% всего ближне- и среднемагистрального авиафлота страны.

Авиакомпания «Аэрофлот» и «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) в рамках Восточном экономическом форуме (ВЭБ) подписали соглашение о намерениях в отношении приобретения 339 самолетов российского производства, сообщает РБК. Это на 5% больше ранее озвученных планов.

АЭРОФЛОТ ПРИОБРЕТЕТ МС-21, SSJ-100 И ТУ-214 НА СУММУ БОЛЕЕ 1 МЛРД РУБЛЕЙ

Согласно документу, «Аэрофлот» получит на условиях аренды 210 самолетов МС-21, 89 самолетов Superjet-NEW и 40 Ту-214 в период с 2023 по 2030 год.

«Из 339 самолетов почти 300 – это машины новых поколений МС-21 и Superjet. Надежным подспорьем им станет Ту-214 – этот самолет ранее производился для спецзаказчиков и хорошо зарекомендовал себя, – прокомментировал генеральный директор «Ростеха» (в госкорпорацию входит ОАК) Сергей Чемезов. – Флагманом в парке «Аэрофлота» станет именно МС-21 – это гордость нашего авиастроения, в нем использованы инновационные конструкторские решения, которые оценят, уверен, и летчики, и пассажиры», – цитирует РБК генерального директора входящей в ОАК корпорации «Ростех» Сергея Чемезова.

По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова сумма контракта составила более 1 трлн руб.

Сделка будет отчасти субсидироваться государством.

«Подписываемый в рамках ВЭФ контракт между ОАКом и Аэрофлотом станет основным для фондирования из ФНБ - государство будет субсидировать закупку импортозамещенных версий воздушных судов, зафиксировав поставочную цену для авиакомпаний, чтобы наши перевозчики не испытывали дополнительной финансовой нагрузки. В связи с тем, что первые серийные машины всегда дороже, на первоначальном этапе возникающую разницу между поставочной ценой и фактической себестоимостью будем компенсировать из бюджета», - отметил министр.

Генеральный директор «Аэрофлота» Сергей Александровский отметил, что соглашение является беспрецедентным для перевозчика.

«Сегодня мы подписали самое крупное соглашение о приобретении отечественных воздушных судов за всю новейшую историю «Аэрофлота». Это важный шаг, который задает стимул и влияет на дальнейшие перспективы развития гражданской авиации России», – сказал глава компании

Согласно планам ОАК, которые озвучил руководитель корпорации Юрий Слюсарь, твердые контракты с перевозчиком на поставку самолетов в 2023-2025 должны быть подписаны уже до конца текущего года.

Планируется, что первые два импортозамещенных Superjet-NEW поступят во флот перевозчика уже в следующем году. С 2024 года планируется поставка первых шести самолетов МС-21 и первых семи самолетов Ту-214.
.

«АЭРОФЛОТ» МОЖЕТ ЗАНЯТЬ ДО ТРЕТИ РЫНКА «БОЛЬШОЙ АВИАЦИИ» С НОВЫМ ФЛОТОМ

Таким образом, «Аэрофлот» намерен приобрести 70% самолетов данных типов от общего количества, которое планируют произвести в России до 2030 года..

Даже если к 2030 году «Аэрофлот» не будет эксплуатировать вообще ни одного самолета иностранного производства кроме широкофюзеляжных, то в парке компании окажется более 30% всего ближне- и среднемагистрального авиафлота страны. Сегодня этот показатель составляет порядка 16,5%, если ориентироваться на официальную статистику.

По состоянию на 01.09.2022 в Аэрофлоте эксплуатируется 182 самолета. Согласно данным на сайте перевозчика, 41 из них относится к широкофюзеляжным дальнемагистральным. То есть к тому сегменту парка, про планы на изменения которого пока ничего не сказано. Таким образом, даже если авиакомпания спишет или продаст вообще все имеющиеся у нее сейчас Airbus-320/321 и Boeing-737, а также разберет на запчасти половину широкофюзеляжного флота, то к 2030 году ее парк все равно увеличится почти в два раза.

Также следует заметить, что 339 самолетов (даже без учета широкофюзеляжного флота) – это уже больше, чем, например, сейчас эксплуатирует авиакомпания Emirates (250 бортов) или British Airways (273 самолета). Почти столько же, сколько у Turkish Airlines (382 самолета). Но это и далеко не рекордный парк – American Aillines, например, эксплуатирует более 900 самолетов различных модификаций.

В РАМКАХ ВЭФ РОССИЙСКИЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ ЗАКАЗАЛИ 500 МАГИСТРАЛЬНЫХ САМОЛЕТОВ

Всего российские авиакомпании в рамках ВЭФ сформировали заказ примерно на 500 магистральных самолетов отечественного производства, заявил президент Владимир Путин на пленарной сессии ВЭФ-2022, – пишет агентство «Интерфакс».

«В целом российскую отрасль авиаперевозок ожидает системное перевооружение. Наши авиакомпании, включая «Аэрофлот» сформировали крупнейший в современной истории пакет заказов – примерно на 500 магистральных самолетов отечественного производства», – сказал президент.

45 самолетов планирует приобрести дальневосточная авиакомпания «Аврора». Также обновить флот за счет отечественной авиатехники хочет подконтрольная «Ростеху» Red Wings.

Таким образом, перевозчики фактически перераспределили почти все запланированные к производству магистральные самолеты и половину от общего количества запланированного к производству бортов.

ПОКУПКУ РОССИЙСКИХ САМОЛЕТОВ НЕ ИСКЛЮЧИЛА АВИАКОМПАНИЯ NORDWIND

Кроме того, российская авиакомпания Nordwind – партнер туроператора PEGAS Touristik – также не исключает возможности в будущем купить российскте самолеты.

«Мы рассматриваем любые вариации, в том числе, конечно же, отечественную технику. Когда она будет доступна на рынке, мы, безусловно, обратимся к производителям и будем работать с ними», – сообщил «Интерфаксу» заместитель генерального директора Nordwind Антон Маттис.

Разбирать самолеты на запчасти перевозчик не планирует, возможность консолидации с авиакомпаниями со схожей бизнес-моделью не рассматривает, и находится в контакте с российскими авиационными властями, в том числе, на предмет возможного

«Росавиация интенсивно опрашивает все авиакомпании, о каком флоте идет речь в некой перспективе – пяти или, скажем, десяти лет. Мы такие цифры озвучили и для себя, и для регулятора», – сказал собеседник агентства.

МС-21 МОЖЕТ ПОНАДОБИТЬСЯ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЛОСЬ

При этом эксперты отрасли отмечают, что темп выбытия парка иностранных воздушных судов оказался ниже, чем ожидалось весной 2022 года.

«Складывается ощущение, что ожидавшиеся темпы вывода из эксплуатации флота были достаточно высокими. Именно поэтому планы по производству новой отечественной техники были предельно напряженными для авиапрома, а вдогонку и предлагалось «оживить» не летающие сегодня отечественные самолеты», – говорит исполнительный директор аналитического агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Сегодня, по оценке экспертов, существующий на рынке дефицит провозных мощностей на международных направлениях обусловлен не отсутствием техники как таковой, но геополитическими ограничениями. Для использования на внутреннем рынке же пока сохраняется даже определенный переизбыток среднемагистральных самолетов.

По словам г-на Пантелеева, самым необходимым среди самолетов отечественного производства в ближайшей перспективе будет оставаться SSJ-100.

«Авиакомпаниям нужны «нишевые» самолеты – типа SSJ100 и меньше. Там действительно сохраняется потребность в омоложении флота и, отчасти, в его увеличении, так как бюджетные средства на полеты по региональным линиям государство выделять готово (в виде субсидий), а летать порой не на чем. В сегменте магистральных самолётов новые отечественные лайнеры МС-21 нужны сейчас для того, чтобы, по мере выбытия из эксплуатации иномарок, последовательно их замещать», – объясняет эксперт.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОДЛИЛО ПРОГРАММУ СУБСИДИРОВАНИЯ ДЛЯ ЛЕССОРОВ

Ранее правительство РФ продлило программу субсидирования кредитов для лизинговых компаний, которые закупают самолеты отечественного производства, направив на эти цели около 10 млрд рублей. Теперь она распространяется и на кредиты, взятые в текущем году.

«Правительство продолжает работу по поддержке отечественных авиастроителей и авиаперевозчиков. Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, продлевающее действующую программу субсидирования процентных ставок по кредитам, которые лизинговые компании берут для закупки российских самолетов, а затем передают их авиаперевозчикам», – сказано в сообщении на сайте правительства.

Екатерина Тропова

Фото: сайт ОАК

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР