Реклама на сайте На сайте зарегистрировано 263637 пользователей
Перейти на главную страницу Написать письмо в АТОР Карта сайта $lang['icon_print']
Русская версия English version
Интервью
Интервью

Интервью
Интервью

Владимир Канторович, первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР): «Уже через два-три года наш туристический рынок будет более цивилизованным»

Когда обсуждали введение финансовых гарантий и спорили о том, на сколько их надо увеличить, основным аргументом "против" было опасение, что с рынка будут вынуждены уйти небольшие операторы. Говорили даже о том, что на рынке останутся полтора десятка столичных операторов. Ничего страшного, однако, не произошло: в реестре более 4 тыс. операторов. Впрочем, хорошего тоже мало: сейчас получить фингарантию может практически любая компания. О том, когда наш туристический рынок станет по-настоящему цивилизованным, мы беседуем с вице-президентом Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимиром Канторовичем.

Владимир, каким вы хотели бы видеть российский туристический рынок?

- Профессиональным, в первую очередь. Это означает, что на рынке будут оперировать компании, которые будут вести бизнес в расчете на долгосрочную перспективу, целью которых будет развитие и капитализация, а не получение сиюминутных выгод. Когда рынок станет профессиональным, у населения возникнет доверие к туриндустрии. Сейчас же у потребителей нет доверия к отечественному турбизнесу, история которого омрачена деятельностью недобросовестных турфирм, исчезавших с деньгами клиентов и не выполнявших своих обязательств.

Устойчивость туристического рынка важна не только для потребителей, но и для производителей туруслуг. Мы придем к ситуации, которая сложилась на западе: 90% клиентов будут покупать туры за год, поскольку будут уверены в стабильности туристической компании. Доверие потребителей даст туроператорам совершенно другой простор для деятельности. Зная наперед необходимые объемы, они смогут действовать с меньшими рисками. Работать с зарубежными партнерами российским операторам станет настолько же комфортно, насколько сейчас комфортно западным коллегам.

И, наконец, мне бы хотелось, чтобы услугами турфирм пользовались не 3-4% населения, а как минимум 30-40%. Без этого нормального туристического рынка у нас не будет. Пока же по опросам ВЦИОМ всего 3% населения могут потратить на отдых 25 тыс. руб. и более. Так что нам есть, к чему стремиться.

Но ведь на рынке и сейчас много профессионалов.

- Сейчас отдельно взятой компании профессионально работать невозможно. Когда она работает на рынке в окружении непрофессионалов, которые руководствуются исключительно собственными амбициями, ей приходится подстраиваться и тоже демпинговать. Иначе не выжить. Бросают тень на всю туриндустрию и компании, у которых есть многомиллионные долги. Когда российские операторы не платят партнерам, те компенсируют неплатежи особыми ценами, более высокими, чем они могли бы быть.

Профессиональным рынок должен стать в результате «естественного отбора» или процесс надо направлять?

- Естественным образом у нас ничего не получается. Хаос, который царил в нашей туриндустрии до введения фингарантий, как раз и был результатом развития рынка без регулирующей роли государства. Тогда лицензии на туристскую деятельность были у 16 тыс. компаний.

Государство должно создавать правила игры. Другое дело, что эти правила должны помогать работать, а не мешать. Институт финансовых гарантий, на мой взгляд, турбизнесу не мешает. Фингарантии обходятся примерно в $400 в месяц, сумма абсолютно "подъемная" для любого оператора. Я не знаю ни одной компании, которая бы ушла с рынка из-за введения фингарантий.

Многие участники рынка были против не только собственно увеличения размера фингарантий, но и против "уравниловки".

- В течение года, пока шли разговоры об увеличении размера финансовых гарантий, мои оппоненты говорили о непосильном бремени, которое обрушится на российский туризм. О том, что нельзя увеличивать фингарантии для небольших операторов. Но проблема не в размере финансовой гарантии, а в том, сколько компания должна за нее заплатить.

Я тогда говорил, что надо договариваться со страховщиками, чтобы вилка тарифов была расширена, и чтобы компаниям с небольшими оборотами и, соответственно, небольшими рисками страховка обходилась дешевле, а операторам с большими оборотами - дороже. Все, однако, оказалось еще лучше: жестких установленных тарифов теперь нет вообще.

Каждая страховая компания на свой страх и риск определяет, по каким тарифам страховать ответственность той или иной компании. Я даже мысли не допускал о таком либерализме. Для операторов - это хорошая ситуация: на страховом рынке очень высокая конкуренция. Ни одна страховая компания не будет требовать с небольшого оператора несоразмерной платы. Если страховщик оценит ущерб, который может нанести небольшая компания, в 10 млн руб., то и тариф будет соответствующим. Единственно, что плохо, что все операторы за исключением 80 компаний, взяли гарантии на 30 млн руб. Поэтому я и настаивал на гарантии как минимум в 100 млн руб.

Не кажется ли вам, что тот факт, что многие операторы взяли гарантию на 30 млн руб., говорит о том, что они не рассматривают наличие фингарантии, как улучшающий имидж фактор.

- Да, большинство решили, что лучше сэкономить несколько тысяч долларов. Это также говорит о том, что операторы возьмут гарантии лишь в том объеме, в котором их "заставят" взять. Если же финансовые гарантии сделать добровольными, их вообще никто брать не станет.

Каким образом фингарантии могут способствовать росту профессионализма участников рынка?

- Компания, непрофессионально ведущим бизнес и неоправданно рискующим, рано или поздно перестанут выдавать гарантии. Они не смогут получить их ни за какие деньги после того, как произойдет несколько банкротств. Ведь теперь страховым компаниям придется отвечать суммами от $1 млн, и они начнут проводить тщательный аудит туроператорских компаний.

Эксперты уже несколько раз предрекали банкротства. Но пока на рынке все спокойно.

- Банкротства происходят, но не массово, в целом, очень цивилизованно. Уход с рынка GTI - достойный подражания пример. Многие операторы взяли у поставщиков услуг товарный кредит. Те пока идут навстречу. Но в какой-то момент они будут вынуждены отказать, потому что иначе сами обанкротятся.

Сколько операторов, по вашему мнению, должно быть на нашем рынке?

- Во Франции, например, сейчас порядка трехсот операторов на рынок, в 10-15 раз превосходящий российский по числу туристов. У нас огромная страна с огромными расстояниями, думаю, пятьсот-тысяча операторов - нормальное число для нашей страны. В конечном итоге мы должны прийти к тому, что продукт небольших операторов станет более дорогим, чем у крупных, что логично. У нас же сейчас все наоборот: туры больших оператор дороже, потому что они платят налоги, аренду.

Когда рынок выстроится, останутся крупные операторы на массовых направлениях и нишевые компании, которые будут заниматься отдельными странами и видами туризма, индивидуальными турами. А десяти-пятнадцати операторов в пределах Садового кольца, о чем говорили противники введения фингарантий, не будет никогда, какие бы гарантии не вводили.

Одна из задач АТОР - совершенствование рынка. Пока АТОР ассоциируется в основном с фингарантиями. Чем еще занимается ассоциация? Насколько она близка к тому, чтобы стать саморегулируемой организацией?

- У нас все документы готовы. Все зависит от правительства: пока нет органа, который бы регистрировал саморегулируемые организации. Мы разработали собственные стандарты по страхованию выезжающих за рубеж. Я надеюсь, что все члены АТОР работают по этим стандартам. Сейчас у нас нет возможности проверить это, но когда мы зарегистрируемся, сможем контролировать деятельность членов ассоциации. Во всяком случае, когда в прошлом году во Вьетнаме в ДТП пострадали клиенты "Ланты", а в Израиле - агенты некоторых наших операторов, им была оказана вся необходимая медицинская помощь.

Что касается Израиля, то я и тогда говорил, что вмешательство МЧС было излишним, полис включал всю необходимую помощь. Сейчас мы разрабатываем стандарты по детскому туризму. Делаем это в рамках договора, подписанного в августе с Роспотребнадзором.

Роспотребнадзору потребуется время, чтобы сделать эти стандарты обязательными для всех, мы же сделаем их обязательными для членов АТОР, как только они появятся. В конце концов, думаю, что мы придем к тому, что реестр операторов будут вести несколько саморегулируемых организаций, и потребитель сможет выбирать оператора, исходя из того, каких стандартов он придерживается.

Когда в России появится рынок вашей мечты?

- Года через два-три.

Внимание!

Вебинары

АТОР 24

  • 16.05.2019 - Состоялся брифинг исп. директора АТОР Майи Ломидзе на тему: «Туристические итоги майских праздников и прогнозы на лето 2019» в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей»
  • 26.04.19 - Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе приняла участие в заседании Координационного совета по развитию туризма в РФ в Доме Правительства Российской Федерации
  • 11-13.04.19 - Исп. директор АТОР Майя Ломидзе приняла участие в качестве эксперта в Проектной сессии по разработке регионального проекта по развитию туризма ЯНАО в г. Салехарде

Опрос

    На какие направления ощущается низкий спрос? (можно выбрать несколько вариантов ответа)
    архив
 
Регистрация на мероприятие